Огромный потенциал взаимодействия граждан и институтов государственной власти, который несут в себе современные интернет-технологии, с успехом используется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области. Возможность оперативно и достоверно доносить информацию до жителей региона, получать мгновенную обратную связь, поддерживать прямое, интерактивное общение с населением – сочетание всех этих возможностей реализовано на официальном сайте ТФОМС Воронежской области в сети интернет. Максимум информации по наиболее актуальным вопросам оказания бесплатной медицинской помощи, прохождения диспансеризации и профилактических медицинских скринингов, сведения о перечне и стоимости оказанных медицинских услуг каждый может получить на официальном сайте фонда по адресу www.omsvrn.ru.

«И, конечно, нужно говорить о большей информированности населения, это совершенно очевидно. Нужно, чтобы в каждом регионе Российской Федерации и на уровне, и по линии соответствующих структур медицинских была полная информация у граждан. Это легко сегодня сделать, используя возможности интернета».

Президент Владимир Путин на форуме «За качественную и доступную медицину!» Общероссийского народного фронта 7 сентября 2015 года

Развитие федерального законодательства в направлении информационной открытости системы обязательного медицинского страхования, пристальное внимание к этой теме Президента Российской Федерации выносят задачи информационного сопровождения застрахованных лиц в число приоритетов в деятельности территориальных фондов ОМС. Одним из наиболее популярных и эффективных каналов информационной связи с населением сегодня являются сайты территориальных фондов ОМС в сети интернет.

Подсистема информирования граждан – сайт ТФОМС Воронежской области является официальным информационным порталом фонда. Состав информации, содержание рубрик и разделов сайта, требования к построению и функционированию портала ТФОМС регламентированы нормативными правовыми актами в сфере ОМС.

Цель создания сайта – предоставление пользователям информационных услуг, необходимых для реализации различных аспектов правовой защиты граждан в сфере ОМС, в удобной и безопасной форме.

Внешние функции сайта решают такие актуальные задачи, как создание единой «точки» доступа к информационным ресурсам всех участников системы ОМС и другим информационным источникам, ориентированным на аудиторию сайта, преодоление ведомственных и бюрократических барьеров при предоставлении информации, внедрение функций «электронного производства» во взаимоотношениях фонда и застрахованных лиц.

Достижение этих целей в значительной степени зависит от эффективности технических решений, использованных при разработке и реализации информационного ресурса. Для создания наиболее комфортных условий, позволяющих посетителям без лишних усилий получить максимум информации и услуг, управлением информатизации и информационной безопасности фонда реализована клиент-ориентированная техническая концепция сайта ТФОМС.

Достоинство реализованного подхода заключается в том, что от посетителей сайта не требуется специальных знаний и навыков работы в интернет, знакомства с устройством системы ОМС. Дизайн сайта предлагает пользователю понятный интерфейс и развитую систему поиска и отбора информации в интуитивно понятных терминах навигационной модели.

Главные принципы функционирования сайта – это отсутствие платы за доступ к информации; отсутствие необходимости в использовании специального программного обеспечения, кроме веб-обозревателя (браузера); круглосуточный доступ к ресурсу.

Информационная и сервисная структура сайта направлена на максимальное удовлетворение информационных потребностей различных целевых аудиторий пользователей: застрахованных лиц, страховых организаций, представителей медицинского сообщества.

Контент сайта содержит общие сведения о территориальном фонде (информацию о руководстве, организационной структуре, контактные данные и показатели деятельности ТФОМС, график приема граждан должностными лицами фонда), информацию об организации ОМС в регионе, обеспечивает доступ к банку данных фонда (реестру страховых и медицинских организаций, реестру врачей-экспертов, осуществляющих деятельность в сфере ОМС), предоставляет правовую и справочную информацию.

Высокую степень функциональности информационного ресурса обеспечивает наличие популярных пользовательских сервисов. В настоящее время на сайте создан Личный кабинет застрахованного лица, в котором реализованы 4 электронных сервиса, запланированные для внедрения на базе Единого портала государственных услуг в рамках приоритетного проекта «Электронное здравоохранение».

Преимуществом разработки электронных сервисов ТФОМС и всего портала является максимально высокий уровень надежности и безопасности интернет-коммуникаций для пользователей сайта.

Доступ к конфиденциальной информации (медицинские данные и так далее) осуществляется посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Процедура регистрации и входа в Личный кабинет застрахованного лица осуществляется на основе персонализированной регистрации одним из двух способов:

  • с помощью квалифицированной электронной подписи,
  • с помощью логина и пароля, указанных в учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Процедура регистрации проста и понятна. Порядок авторизации подробно описан на стартовой странице электронного сервиса.

Даже те, кто не уверен в своих навыках работы в интернет, смогут пройти авторизацию без проблем. Единственное условие – вход с помощью логина и пароля возможен только для пользователей, имеющих подтвержденную учетную запись на портале госуслуг: данные о пользователе должны быть проверены в реестре базовых государственных информационных ресурсов, а личность застрахованного лица подтверждена с помощью обращения в один из Центров обслуживания, например, МФЦ.

Преимуществом подхода является также то, что он позволяет провести единую процедуру регистрации для получения в дальнейшем всех госуслуг в электронной форме.

Согласно данным автоматизированной системы управления сайтом электронные сервисы сайта находятся на втором по популярности месте среди наиболее посещаемых страниц.

Общая статистика посещаемости рубрик и разделов интернет-портала ТФОМС свидетельствуют об актуальности проблемы информирования граждан в сфере ОМС посредством сети Интернет.

Самыми популярными разделами сайта являются «Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья», «Новости». Следующими в рейтинге популярности стоят такие разделы, как «Пункты выдачи полисов», «Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования», «Реестр экспертов качества медицинской помощи».

Личным кабинетом застрахованного лица за год его работы уже воспользовались около 824 человек по состоянию на 01 октября 2018 года. Этот относительно новый инструмент индивидуального информирования появился на сайте ТФОМС в 2017 году. Здесь застрахованные могут проверить свой полис ОМС и страховую принадлежность, направить заявление о выборе страховой медицинской организации и оформлении полиса ОМС, получить сведения о прикреплении к медицинской организации и сведения об оказанных им медицинских услугах и их стоимости.

Последний сервис с каждым днем набирает все большую популярность среди пользователей Личного кабинета сайта ТФОМС.

Медицинские услуги, предоставляемые гражданам бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий, на самом деле имеют определенную стоимость, часто – значительную. Застрахованный гражданин не только имеет право, но и, по большому счету, должен быть уведомлен о размерах финансовых затрат государства при оказании ему медицинской помощи. Прежде выписка на бумажном носителе выдавалась застрахованному лицу при обращении в страховую медицинскую организацию. Сейчас застрахованный по своему желанию может воспользоваться как бумажной, так и электронной формой сервиса.

Кроме того, этим сервисом государство приглашает граждан в дополнительные «контролеры». Ведь кто лучше, чем сам пациент, знает, оказывались ли ему те или иные медицинские услуги или нет? В случае, если с помощью такого сервиса пользователь сайта обнаружил приписки, он имеет право обратиться в свою страховую медицинскую организацию или территориальный фонд обязательного медицинского страхования, чтобы защитить свои права и законные интересы в сфере ОМС.

Направления дальнейшего развития портала ТФОМС – создание новых актуальных информационных единиц в структуре сайта, организация надежных и безопасных информационных коммуникаций между субъектами и участниками системы обязательного медстрахования регионального уровня.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».