За лето 2019 года в центре Нижнетуровского сельского поселения Нижнедевицкого района – селе Нижнее Турово, где живет примерно 500 человек, – мост через реку Девица капитально отремонтировали, а другой – через речку Колотушка – построили с нуля. При этом не было потрачено бюджетных или грантовых средств. О том, как жители небольшого села без копейки денег выполнили работы почти на миллион рублей, – в материале РИА «Воронеж».

Выгнулся дугой

Река Девица и ее крошечный, 12-километровый приток (официальное название – Колотушка, неофициальное – Тур) разрезают село Нижнее Турово, растянувшееся почти на десять верст, на несколько условных микрорайонов. Поэтому проблема переправ через эти две реки всегда была актуальной для жителей всех 16 сельских улиц. Летом 2019 года ее наконец удалось решить.

Еще со времен СССР главным здешним мостом считался тот, что соединяет берега Девицы на восточной окраине села. Построенный еще в 1970-е годы, он соединял улицы Правобережную и Раздольную (там живет около 50 человек, несколько домиков воронежцы купили под дачи) с центральной частью села.

Лет десять назад мост уже ремонтировался, но, после того как недавно на нем резко затормозила пожарная машина, несущие опоры деформировались, мост выгнулся дугой так, что почти лег на воду. Местные жители на легковушках по нему еще как-то проезжали, но если, минуя это ветхое сооружение, надо было объезжать через окраину Хохла, то выходил крюк 15-17 км.

– Водители, например, «скорой» не рисковали и останавливались у моста, так что докторам приходилось идти к больным по полкилометра. Нижние опоры лежали на воде, и возле них скапливался мусор, создавались запруды, – рассказал глава Нижнетуровского сельского поселения Владимир Борисов. – Этот мост никогда не стоял на балансе поселения, и на него вообще не было никаких документов, то есть ни в какие областные программы или в число соискателей грантов мы войти не могли. Для подготовки капремонта моста необходима проектная документация, которой у нас никогда не было. Вот и пришлось выкручиваться своими силами.

Трубная работа

Глава поселения консультировался по поводу вариантов реконструкции моста даже с инженерами Воронежского мостозавода. Но и тем нужен был проект, стоимость которого обошлась бы в несколько сотен тысяч рублей – по здешним меркам огромные деньги. Пришлось придумывать другой выход.

Образовалась инициативная группа. Возглавивший ее Владимир Борисов сумел подтянуть хороших знакомых – руководителей здешних сельхозпредприятий Василия Скрипченкова, Игоря Семенихина и Юрия Мыскова. Живые деньги вообще не фигурировали: каждый вносил свою лепту в реконструкцию моста конкретными делами. Кто-то помог раздобыть и привезти к мосту старые трубы, кто-то добывал песок и отсев для реконструкции подъездов к мосту с обеих сторон Девицы, кто-то помог тракторами и самосвалами.


Фото – из архива Владимира Борисова

Ну а местные жители в течение нескольких дней общими усилиями разобрали остатки старого моста, наварили на прогнувшиеся опоры 18 м труб, сколотили дощатый настил. А из оставшихся труб даже поставили по краям отбойники для безопасности.

– Для нас, жителей этой части села, мост – настоящая «дорога жизни», – поделился живущий на улице Правобережной Николай Новичихин. – Теперь с выездом в центр села по самой короткой дороге вообще нет проблем, и все наши мытарства с объездом завершились.

С обеих сторон перед въездом на мост установили дорожные знаки, ограничивающие проезд автомобилей общей массой более 2,5 т, хотя сегодня по нему проезжают и машины большей массы. Главное, в экстренном случае и «скорая», и «пожарка» проедут в эту часть села без проблем.

Мост ВВС

Другой нижнетуровский мост – через Колотушку – построили летом 2019-го буквально с нуля на месте бывшего колхозного брода, который раньше легко преодолевали грузовики. Мост соединил центр села с улицей Кольцова, откуда проехать в район сельской администрации, храма и магазинов было проблематично, особенно зимой.

– Здесь у нас давно существует какая-то природная аномалия: примерно 400-метровая часть улицы, выходящая на главный асфальт, каждую зиму так переметается, что даже тракторы застревают в снегу. То есть примерно 30 дворов зимой оказывались отрезанными от центра. В холодное время года на легковушке отсюда не выедешь, а мы сделали проезд через новый мост прямо к центру села, – сообщил Владимир Борисов.

Тут опять все решили не деньги, а личные связи. Основой нового моста стали шестиметровые бетонные балки, которые привезли из здания заброшенной фермы. Идеологом этого строительства стал полный тезка главы поселения – уроженец Нижнетуровского сельского поселения Владимир Борисов, долгие годы проживший в Москве, а на пенсии вернувшийся в родные края и ставший звонарем местного храма во имя святого Алексия.


Фото – из архива Владимира Борисова

– Мост вышел отличный, – отметил он, – причем со стороны центра была отсыпана дорога, по которой сегодня пройдет и легковушка. Осталось лишь немного разровнять ее да кое-где разбросать песок. Рядом с мостом мы, кстати, оборудовали пожарный водоем, которого раньше в селе вообще не было.

На балках, являющихся основой моста, выведено краской: «Мост ВВС – лето 2019».

– Это – по первым буквам имен односельчан, которые строили его: Валера, Володя, Стас, Саша. Да и не только они помогали его возводить, – сообщил Владимир Борисов.

Мост был освящен, а пенсионер вварил в середину его перил собственноручно изготовленный православный крест, чтобы сооружение долго служило людям.

По оценкам главы Нижнетуровского поселения, все работы, связанные с двумя мостами, потянули бы минимум на 700-800 тыс. рублей. 

Кстати, в Нижнем Турово создается ТОС, который, как надеются жители, в 2020 году войдет в соответствующую программу, что позволит полностью благоустроить 600-метровый подъезд к одному из мостов.

В планах главы поселения – ремонт еще одного деревянного моста через Девицу, ведущего к отдаленной части Нижнего Турово. Основа его еще крепка – только надо поменять настил. Для местных жителей, поднаторевших в мостовом деле, сущий пустяк.