Новая Усмань может получить статус городского поселения, а часть поселка Отрадное Новоусманского района – строящийся микрорайон «Черемушки» – войти в состав Воронежа. Голосование среди местных жителей по этим вопросам запустили на правительственном ресурсе «Активный электронный гражданин» 2 июля.

Чиновники объясняют инициативы увеличением численности населения Новой Усмани и отсутствием средств у Отрадного на развитие нового микрорайона. Однако эксперты отмечают, что речь идет о лоббировании интересов девелоперов. В чем плюсы и минусы предполагаемых изменений – в материале РИА «Воронеж».

Новая Усмань

Зачем менять статус?

Решение получить статус города на сайте «Активный электронный гражданин» объясняется тем, что Новая Усмань – самое крупное село в России. По данным Всероссийской переписи населения, там живут более 35 тыс. человек. Высокими темпами ведется жилищное строительство. За 2017 год в эксплуатацию ввели около 25 тыс. кв. м жилья.

Значительная часть жителей Новой Усмани занята вне сферы сельского производства: в промышленности, социальной сфере или в сфере услуг. Около 18 тыс. экономически активного населения работают в областном центре.

– Решение об изменении статуса населенного пункта может быть принято только с учетом мнения населения. Опрос организован, чтобы определить отношение граждан, – рассказал глава Новоусманского района Дмитрий Маслов. – Высокий интерес к голосованию показывает, что сегодня жители стремятся к участию в принятии ключевых решений, которые непосредственно влияют на жизнь села. Именно поэтому результаты голосования лягут в основу формирования стратегии развития Новоусманского района.

В чем преимущества статуса города?

Став городским поселением, Новая Усмань получит возможность участвовать в федеральной программе развития малых городов. Это позволит получить дополнительное финансирование, а соответственно, повысить качество жизни. Новая Усмань сможет претендовать на статус моногорода, что предполагает серьезные финансовые поступления.

Владимир Инютин, кандидат политических наук, директор Центра социально-политических технологий: 

– В случае изменения статуса Новая Усмань получит возможность увеличить муниципальный бюджет за счет участия в государственных программах, а также за счет большего софинансирования из регионального бюджета. Я думаю, что для новоусманцев такое решение будет выгодным. 

Экономист, директор Центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрий Ломсадзе, однако, предположил, что «есть более серьезные поселения, у которых выше шансы стать участниками программы».

– Может быть в долгосрочной перспективе Усмань и войдет в нее, – добавил эксперт.

Виталий Иванищев, урбанист:

Я считаю, что по факту Новая Усмань – это уже отдельный город или же, с учетом транспортной доступности, микрорайон Воронежа. Критериям города она соответствует: там достаточное количество многоквартирных домов, есть благоустройство, предприятия, люди ведут городской образ жизни. Есть программы поддержки сел. Далеко не факт, что, получив статус, Новая Усмань войдет в эти федеральные программы. Кроме того, каждый раз менять статус, чтобы подстроиться под отдельную программу, – не выход.

Еще одно преимущество статуса городского поселения – расширение полномочий местных чиновников: у города они больше, чем у села. При этом на сайте «Активный электронный гражданин» говорится, что администрация оптимизирует работу, сократит количество муниципальных чиновников, а соответственно, уменьшатся расходы на их содержание.

Некоторые эксперты полагают, что серьезного экономического эффекта административные изменения не принесут.

– Новая Усмань уже переросла свои возможности в качестве крупного села. Инфраструктура там практически городская. Что касается сокращения чиновников, я думаю, аппарат оптимизируют, но реального экономического эффекта это не принесет, – пояснил Дмитрий Ломсадзе.

Другие считают, что получение статуса города позволит Новой Усмани расширить штат управленцев.

Владимир Слатинов, политолог:

– Структура управления радикально не изменится. Муниципалитеты сами решают, сколько иметь чиновников. Но в нашей системе они это делают с оглядкой на область. Я полагаю, что если статус городского поселения дадут, то Новой Усмани разрешат иметь больше чиновников. Считается, что в городском поселении более продвинутая инфраструктура и больше обязанностей, значит, необходимо расширить управленческий аппарат.

Чего может лишиться Новая Усмань?

Эксперты отмечают, что изменение статуса негативно отразится на жителях. Они лишатся льгот, которые положены живущим в сельской местности. Речь идет о выплатах бюджетникам на возмещение части затрат на ЖКХ, в целом более низких коммунальных тарифах, заниженном транспортном налоге, низком коэффициенте на страховку. По подсчетам Дмитрия Ломсадзе, плата за коммуналку может вырасти практически в два раза.

Надежда Кутовая, директор управления соцзащиты населения Новоусманского района:

– Вопрос изменения статуса должно решать население. Опрос необходимо провести серьезный. Как руководитель соцзащиты могу сказать, что люди потеряют льготы: медработники, педагоги, культурные и социальные работники. Им придется платить за коммуналку больше. У женщин на час вырастет рабочий день, сейчас он сокращенный – с 8 до 16. Сегодня ко мне на прием приходил председатель Совета ветеранов. Он говорит, что ветераны возмущены предлагаемыми изменениями, они все будут голосовать против получения статуса города.

Когда Воронеж расширяли за счет пригородных сел, чтобы сделать миллионником, жителям «нашли способ компенсировать часть потерь», рассказал депутат гордумы Константин Ашифин.

– Сейчас от коллег из облдумы я слышал, что компенсация выпадающих расходов не предусмотрена – в бюджете на это денег не заложено. Говорят, что до 2021 года вопрос подниматься не будет, – рассказал он.

Отразится ли изменение статуса на Воронеже?

Областной центр перемены не заметит. В целом для региона, как отметил политолог Владимир Инютин, повышение статуса поселений – всегда позитивное изменение: область в лучшем свете выглядит перед федеральным центром.

Можно предположить, что раз Усмань станет городским поселением, она сможет рассчитывать на большее финансирование из областного бюджета. Соответственно, у других районов субсидирование может сократиться. Однако, по словам экспертов, изменения в финансировании будут незначительными.

– У нас же дотационный регион – идет принцип бюджетного выравнивания. Поэтому не факт, что областной бюджет как-то пострадает. Может быть, у нас просто увеличатся субсидии, – предположил Константин Ашифин.

Владимир Инютин отметил, что придется распрощаться с мыслью о включении Новой Усмани в состав Воронежа. Ранее такая вероятность была, так как город растет за счет застройки окраин.

– Я не сторонник того, чтобы из пригородов, в которых люди отчасти занимаются сельским хозяйством, делали простенькие города, – признался урбанист Илья Бейлин. – Наверное, льгот на развитие сельского хозяйства статус жителей лишит. Что изменит статус? Жители Новой Усмани практически все работают в Воронеже. Дополнительных рабочих мест он не принесет. Мне кажется, что лучше делать вокруг крупных городов экопоселения.

«Черемушки»

Зачем менять статус?

Микрорайон «Черемушки», который строится в поселке Отрадное, примыкает к городской черте. По проекту, он имеет площадь 107 га. Там предусмотрен 81 жилой дом высотой от 17 до 25 этажей. Ориентировочно в микрорайоне будут жить 40 тыс. человек. Бремя обеспечения качественной инфраструктуры может стать непосильным для поселения и района.

Что получат и чего лишатся жители микрорайона?

Как и в случае с Новой Усманью, потеря статуса села грозит лишением льгот для жителей микрорайона. С другой стороны, они смогут рассчитывать на улучшение инфраструктуры. Так как микрорайон перейдет под опеку областного центра, обязанность наладить транспортное сообщение, создать необходимую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуры ляжет на Воронеж. А у города больше возможностей решить эти проблемы, чем у Новоусманского района.

– Конечно, присоединение «Черемушек» выглядит логичным: там строится, по сути, городской микрорайон. Его жители, несомненно, выиграют. Они получат инфраструктуру за счет города, а у Воронежа бюджет выше, чем у Новоусманского района. Плюс маршрутки будут брать плату не по областному тарифу, а по городскому, – пояснил Виталий Иванищев.

– Когда Воронеж стал городом-миллиоником, увеличив численность населения на 80 тыс. человек за счет сел, в его состав вошли аграрного типа территории с отсутствующей инфраструктурой и слабой транспортной доступностью. Они выиграли от включения в состав Воронежа. Подобная ситуация сложится и с «Черемушками», – считает политолог Владимир Инютин.

При этом депутат городской думы Артем Рымарь полагает, что жителям нового микрорайона придется долго ждать развития инфраструктуры. У города может не найтись средств. Жители некоторых пригородных районов до сих пор не получили обещанных благ.

Как изменения отразятся на Воронеже?

С присоединением «Черемушек» затраты Воронежа резко увеличатся. Придется выделять средства на эту территорию, вместо того чтобы развивать другие районы города.

– Лишние территории – это колоссальные расходы. От присоединения части Отрадного я как житель Воронежа не получу ровным счетом ничего. Средства, которые могли бы пойти на развитие районов города, уйдут в Отрадное. К примеру, школу построят не на Ломоносова, а там, – подчеркнул урбанист Виталий Иванищев. – Площадь Воронежа сейчас – около 590 кв. км. Для сравнения: площадь Москвы до МКАДа – примерно 900 кв.км. При этом в столице 15 млн человек, а в Воронеже 1,1 млн. Разница в плотности населения колоссальная. Я считаю, что прежде чем раздувать город, нужно доработать территории, которые находятся в его черте. У нас много площадок, которые нуждаются в реновации.

Политолог Владимир Инютин также считает, что расходы Воронежа возрастут – и довольно ощутимо. Но, по его словам, их надо рассматривать как инвестиции:

– Налоги с нового микрорайона будут идти в бюджет города. Это и земельный налог, и торговые сборы, налог на имущество физических лиц. При правильной политике доходы должны перекрыть расходы. Москва идет по такому же пути, присоединяет все больше территорий. Город получает налоги, получает людей, которые участвуют в процессе развития хозяйства. Естественно, это выгодно.

Артем Рымарь, депутат Воронежской городской думы:

– У Воронежа уже есть опыт присоединения пригородных микрорайонов. Например, Краснолесного. Бонусы в виде развитой инфраструктуры жители по факту не получили, а льгот, положенных сельским жителям, лишились. В Краснолесном нет ни школы, ни детского сада, ни транспортных развязок, ни нормальных выездов, а микрорайон очень большой.

С другой стороны, присоединение к Воронежу нового микрорайона позволит городу укрепиться в статусе миллионника (пока областной центр балансирует на грани миллионной отметки). Кроме того, увеличение территории может благоприятным образом сказаться на выделении средств из вышестоящих бюджетов.

– Я за то, чтобы город принял к себе микрорайон «Черемушки». Мы, депутаты, будем обсуждать этот вопрос на сессии, – рассказал депутат Отрадненского сельского поселения Владимир Аксенов. – Дело в том, что население микрорайона предполагается большое, практически это будет городская структура. Для сельского поселения это серьезная нагрузка. В состав Отрадного также входит село Александровка. Там тоже идет многоэтажное строительство, будет большое прибавление к численности населения. Надо будет решать проблемы с водоснабжением, коммуникациями. Конечно, если «Черемушки» к Воронежу не присоединят, микрорайон в одиночестве не оставят, районная власть как-то будет ему помогать, но нам лучше отдать его Воронежу.

Константин Ашифин считает, что «чиновники планируют присоединить часть Отрадного, чтобы отчетность по росту количества жителей была более-менее приемлемая». По его словам, есть риск, что Воронеж лишится статуса миллионника – «мы балансируем на грани».

Депутат Воронежской городской думы Константин Ашифин:

– Я полагаю, что присоединение части Отрадного к Воронежу лоббируют девелоперы. Городская территория – один из аргументов для того, чтобы повысить ликвидность жилья. Опять же, тарифы подтянутся к городским. Каким-то образом будет решаться вопрос с транспортом, благоустройством, поэтому жилье в этом районе станет привлекательнее. Кроме того, для получения разрешения на строительство на территории сельской местности необходимо провести сход граждан, что сложно и хлопотно. Публичные слушания, которые проводятся в городах, – более простая процедура.

– Увеличение численности населения и территории дает городу возможность при участии в федеральных проектах рассчитывать на большее финансирование. Конечно, в бюджетной системе подобные критерии четко не прописаны. Но как аргумент при формировании межбюджетных трансферов численность и территория учитываются, – добавил политолог Владимир Слатинов.