Принято считать, что иметь иномарку круче и престижнее, чем отечественный автомобиль, тем более далеко не новый. Много лет работавший дальнобойщиком житель Петропавловского района, 73-летний Геннадий Луцик, иного мнения. Сельчанин обожает родной автопром и собрал небольшую коллекцию ретро-автомобилей. За раритетные машины ему предлагали большие деньги, но он отказывался – самому нужнее. В канун Дня автомобилиста Геннадий Луцик рассказал, в чем преимущество советских автомобилей и какие будоражащие истории хранят старинные машины.

Отцовский подарок

Бирюзовую «Волгу» (ГАЗ-21) в петропавловском селе Замостье считают местной достопримечательностью. Ее хозяин – автомобилист с 55-летним стажем Геннадий Луцик – всю жизнь обожает автомобили, преимущественно советского производства. «Волга» особенно дорога его сердцу.

– Отец был страстным автолюбителем. У него были машины разных моделей и марок. Когда мы жили в Узбекистане, он начинал работать водителем у секретаря райкома партии. В 1964 году отца не стало, и в наследство он оставил мне «Волгу». Автомобиль 1962 года выпуска в отличном состоянии. Около десяти лет я на нем проездил, а потом продал. Так сложились обстоятельства. Жалел очень, – вспомнил Геннадий Луцик. – В 1975 году перебрался на историческую родину – в Замостье. Живу тут и сейчас вместе с женой Валентиной.

Он пообещал самому себе: сколько бы лет ни прошло, вернет свою «Волгу».

– Первый автомобиль, который я приобрел, живя в Замостье, – «Жигули» (ВАЗ 2107), поездил немного, а после продал. Машины менял часто. Они были разные, в том числе иномарки. Но всегда отмечал, что нет лучше родного автопрома, – рассказал Геннадий Павлович.

Трагическая история

Как-то в конце 90-х Луцик гнал из Ставрополя купленную новенькую «девятку». В Ростовской области остановился в кафе, чтобы выпить чаю. За столик к нему подсел мужчина. Познакомились, разговорились. Знакомый узнал о страсти Геннадия Луцика к автомобилям и порекомендовал ему посмотреть на «Волгу», хозяин которой жил неподалеку.

– «Двадцать первую» «Волгу» богатенький папа купил своему сыночку. Но парень внезапно скончался. Автомобиль стоял в теплом гараже и был в хорошем состоянии. Не раздумывая, отдал за него «девятку» и еще доплатил 8 тыс. баксов (тогда доллар равнялся 25 рублям) и уехал на «Волге» домой, – сказал сельчанин. – Еду домой, и на душе легче. В тот момент отца вспомнил и его любимую «Волгу». Сбылась моя мечта.

Дома Геннадий Луцик немного перебрал автомобиль и десять лет на нем проездил. Сейчас «Волга» стоит во дворе: хозяин готовит ее к полному обновлению – покраске, ремонту салона.

Это не единственная «Волга» Геннадия Луцика. Еще одна, бирюзового цвета, на ходу. Частенько Геннадий вместе с женой Валентиной выезжают на ней в райцентр на рынок, в магазин или аптеку.

– У этого автомобиля непростая история, даже можно сказать, трагическая. На ней сбили человека, а потом сам хозяин машины пострадал от рук своего родственника. После автомобиль продали другому человеку. Я его третий хозяин. «Волгу» тоже немного «оживил»: перебрал, перетянул салон, покрасил снаружи. Она в полной боевой готовности. Автомобилю в этом году 60 лет, у меня он четыре года. Свободно разгоняется до 140 км в час. Его пробег, судя по износу резинок на педалях, около 50–60 тыс. км. На месяц мне хватает 30 л бензина. Расход топлива – 10 л на 100 км. Марка бензина, которую использую, – АИ-92.

Шарм автомобилю придает фигурка оленя на капоте. Мужчина уверяет, что автомобиль много лет простоял на улице. Но ржавчины на нем нет. В салоне даже рабочий советский радиоприемник.

Знает каждую деталь

А еще в гараже у Геннадия Луцика стоит ГАЗ-М-20 «Победа» 1956 года выпуска.

– Приобрел «Победу» в Ставрополе, отдал за нее 200 тыс. рублей. Это было в 2010 году. Помню, как на трассе меня остановил инспектор ДПС и спросил: «А что это за автомобиль?» А я ему: «Победа». Инспектор не унимается: «Почему «Победа»?» Отвечаю: «Потому что в честь Великой Победы назвали», – вспомнил Геннадий Павлович. – Вообще-то сначала автомобиль планировали назвать «Родина». Но на обсуждении Генералиссимус Иосиф Сталин спросил: «А сколько будет стоить Родина?» И машину назвали «Победа». Сталин отлично знал стоимость Победы.

По словам сельчанина, купленная им «Победа» была только у одного хозяина – престарелого военного летчика. Автомобиль также в хорошем состоянии.

Железных «ласточек» Геннадий Луцик ремонтирует сам. Знает каждую деталь. Уверяет, что обслуживание машин для него дело не затратное: все детали имеются, а если что требуется, он находит это в интернете. За десять лет, которые проездил на первой «Волге», только колеса поменял да масло. Больше и рубля не вложил.

Увлечение Геннадия Луцика разделяет и его жена Валентина Николаевна:

– Я тоже неплохо разбираюсь в автомобилях. Как-то муж собирался в командировку. Так получилось, что в его «Урале» оборвало раздаточную коробку. За одну ночь мы с ним ее сняли, а весила она более 200 кг, отремонтировали и поставили обратно. И Гена отправился в рейс.

Спокойной жизнь Геннадия Луцика не назовешь: мужчина всегда был в дороге – работал дальнобойщиком, исколесил всю Среднюю Азию, был в Сибири, на Кавказе. Много лет работал в «Сельхозтехнике» и в колхозе имени Тельмана в Бычке.

– Идущим пешком меня никто не видел – хоть двести метров, но я их на автомобиле проеду, – засмеялся Геннадий Луцик.

Приглашали на «Мосфильм»

Несмотря на трепетное отношение к своим ретро-автомобилям, сельчанин часто разрешал друзьям их использовать. Нужно человеку в город махнуть по срочным делам – пожалуйста. Только осторожно. Говорит, рубля ни с кого не взял. А бирюзовая «Волга» несколько раз катала молодоженов.

Пять лет назад сын Геннадия Павловича, который живет в Тверской области, позвонил отцу и сообщил, что его знакомый работает на «Мосфильме» и просит поучаствовать в съемках на раритетном авто.

– Годы уже не те, я отказался. Даже денег предлагали за съемочные дни. Раньше я любил деньги зарабатывать, но не любил сами деньги. Запомните: это не главное в жизни, – сказал сельчанин.

За легендарные автомобили ему предлагали миллионы, а еще хотели обменять на известные иномарки немалой стоимости, но Геннадий Луцик отказывался.

– Советская автопромышленность была одной из ведущих по экспорту автомобилей за границу. Это мало кто знает. Англичане стояли в очередь за нашими машинами. А немцы и сейчас говорят, что советская техника самая надежная, – утверждает он. – Когда на иномарке ездил на дальние расстояния, она обязательно ломалась в дороге. Но советские автомобили не подводили меня никогда. Всегда преодолевал расстояния без проблем. Вот и весь ответ, почему я люблю наши автомобили. Они же родные, наши, надежные! Молодежь сейчас ведется на все блестящее и массивное. Богатые отцы покупают своим чадам дорогие иномарки. И они на них разъезжают. Хвалятся. Но чем хвалиться? Помнить нужно свою историю!

Сельчанин очень трогательно рассказывает о жителях райцентра, фермерах, которые два года назад установили памятник автомобилистам в виде автомобиля ГАЗ-51 в Петропавловке:

– Молодцы! Многих знаю лично. Очень благодарен им за память.

Объект повышенного внимания

Геннадий Луцик уже не ездит на дальние расстояния – из-за возраста и по состоянию здоровья. Часто его навещают дети – их у него четверо, внуки и правнуки. Внукам он разрешает прокатиться на ретро-автомобилях.

Когда сельчанин с женой приезжают в райцентр, его «Волга» становится объектом особого внимания, особенно со стороны детей. Однажды на интересную машину обратили внимание детсадовцы – обступили ее и долго рассматривали. На трассе «двадцать первая» также объект повышенного внимания. Проезжающие автомобилисты показывают пальцем «класс», а водители шикарных иномарок провожают «Волгу» взглядом.

Геннадий Луцик не исключает, что его коллекция ретро-автомобилей может в будущем пополниться. Например, он очень хочет ГАЗ-12 ЗИМ – советский шестиместный шестиоконный большой седан, который серийно производился на Горьковском автомобильном заводе с 1949 по 1959 год.