, Воронеж
  • 17988

«Не надо ходить разбираться». Воронежские эксперты – о защите от опасных соседей

Как обезопасить себя и куда обращаться, если вам причинили вред.
«Не надо ходить разбираться». Воронежские эксперты – о защите от опасных соседей «Не надо ходить разбираться». Воронежские эксперты – о защите от опасных соседей
РИА Воронеж Текст — , фото — из архива; Виталий Грасс

Говорят, «ближний сосед лучше дальней родни» – в случае чего он скорее придет на помощь. Но соседей не выбирают – среди них могут оказаться агрессивные, психически нездоровые люди или даже криминальные элементы. На встрече в Доме журналистов воронежские эксперты рассказали, как защититься от опасных соседей. Организатор мероприятия – Гильдия аналитических журналистов.

Можно наверняка узнать, является ли сосед наркоманом, психически больным или бывшим зеком?

Денис Моргунов, начальник отделения организации деятельности участковых уполномоченных полиции ГУ МВД России по Воронежской области:

– Законным способом выяснить нельзя, так как это закрытая информация. Конечно, наблюдая неадекватное поведение соседа, вы сами можете сделать определенные выводы, но ваши предположения никто не подтвердит. Если из-за его действий вы обратитесь в полицию, то сотрудники пробьют и учтут информацию о нем, но вам ее не сообщат.

Максим Шедогубов, юрист, партнер юридической фирмы:

– Общество склонно к шельмованию людей «с прошлым», поэтому нельзя разглашать такую информацию. Но сейчас даже непонятно, кто осуществляет контроль за условно-досрочно освобожденными. Раньше это была обязанность сотрудников полиции. Но в настоящее время, по закону о полиции, эти полномочия получает специализированный орган, который в настоящее время на федеральном уровне еще не определен. То есть непонятно, кто сейчас занимается контролем – полиция либо, к примеру, уголовно-исполнительная инспекция?

Наркозависимость или криминальное прошлое означают, что сосед опасен?

Алексей Канапухин, замдиректора по внешней работе Благотворительного фонда святителя Антония Смирницкого:

– Если человек перенес наркозависимость или заключение, то эти испытания на него, безусловно, повлияли. У большинства таких людей есть психологические проблемы, трудности с социальной адаптацией, принятием себя и окружающих. Кто-то сломлен, кто-то озлоблен, но у кого-то есть и сильное желание изменить свою жизнь, положение в обществе. И если человек принял такое решение, общается с нормальными людьми, то через некоторое время никаких следов прошлого вы в нем не заметите. В нашем центре в Костенках – около 15 человек: бывшие наркозависимые, заключенные, бездомные. В 2018 году нам отдали там объект, где происходила реабилитация заключенных, но шел этот процесс неудачно. В итоге это место было головной болью для участкового – он сказал, что сделал все возможное, чтобы еще и мы там не появились. Но за полтора года мы сделали многое для того, чтобы добиться хорошего расположения соседей. Правда, мы проводим отбор и принимаем только желающих действительно пройти курс реабилитации, а не просто отсидеться. Кроме того, в центре круглосуточно находятся на дежурстве наши сотрудники.

Если на вас напали, станет ли видеозапись доказательством в суде?

Несомненно, для привлечения к ответственности нужна доказательная база.

– Три года назад отношение к видео- и аудиозаписям сильно изменилось, суд начал относиться к ним как к доказательствам. В 2016 году на судебном процессе была предоставлена аудиозапись, подтверждающая заем денежных средств. До этого только письменное подтверждение заема считалось для суда доказательством. Но Верховный суд признал телефонный разговор, записанный без санкции, также доказательством, поскольку запись была сделана именно с целью фиксации факта заема. Используя эту позицию, мы можем и должны использовать видео- и аудиозаписи как доказательства, – отметил Максим Шедогубов.

Денис Моргунов подтвердил, что, помимо опроса очевидцев происшествия, видеосъемка будет одним из ключевых доказательств.  

– Это может быть даже самая обычная съемка на телефон. Да, это считается не прямым доказательством, а косвенным, но в совокупности с показаниями очевидцев позволяет привлечь к ответственности нарушителя, – добавил он.

Обязательно ли писать заявление в полицию?

Руководитель компании «Система комплексной безопасности «Крепость» Яков Милюков предоставил экспертам видео с камер наружного наблюдения. На ней один прохожий во дворе избивает другого. Пострадавший не написал заявление в полицию, поэтому нападавшего пришлось привлечь за другое правонарушение.

Яков Милюков:

– Нарушитель избил и ограбил прохожего, потом обернулся на камеры и сорвал две из них. Обнаружив это, мы поговорили с соседями, выяснили, кто это, провели его дальше по камерам и увидели, как за полчаса до этого он отрывал ручку магазина. После того как подключился участковый, выяснилось, что он нигде не работает, грабит магазины. Старшая по дому его опознала. Человек, которого он ударил, получил сотрясение и попал в больницу, но не написал заявление, потому что боится мести. Поэтому привлечь нападавшего удалось только за кражу из магазина и за сорванные камеры.

Денис Моргунов подчеркнул: если телесные повреждения квалифицируются как не повлекшие вреда здоровью, то эти побои – административное правонарушение. 

– Необходимо заявление, факт побоев должен быть зафиксирован судебно-медицинской экспертизой. Нет заявления – нет и экспертизы! Вот этот случай попал на камеру, а много подобных эпизодов вообще остаются скрытыми, потому что люди не обращаются, и агрессор чувствует свою безнаказанность. Поэтому надо писать заявление, обращаться в полицию, начиная от территориального отдела и заканчивая участковым. Но если потерпевший попал в больницу, то заявление может и не понадобиться. Медучреждения уведомляют полицию обо всех травмах криминального характера, и сотрудники полиции в этом случае должны сами прийти к потерпевшему. Повреждения средней тяжести – это уже ст.112 УК (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), по факту произошедшего возбуждается дело.

Что делать, если сосед преднамеренно причинил вам ущерб – например, разбил стекло, повредил машину?

– Не надо ходить разбираться, это может плохо закончиться, – предостерег Максим Шедогубов. – Можно потерять здоровье, а можно и свободу, если в драке вы окажетесь сильнее и нанесете противнику травму. Путь один: обратиться в полицию. Если обращения будут частыми, участковый займется профилактикой. Механизмы воздействия могут быть разными, начиная от бесед и заканчивая более серьезными мерами. Например, если человек освободился по УДО, то его УДО может закончиться. Разбитые стекла, автомобили – все это, как правило, попадает на камеры, и та же полиция фиксирует все повреждения. И хотя полиция не вернет деньги за окно, она задокументирует этот факт, и дальше можно обращаться в суд за возмещением ущерба. Тактика страуса плоха: нарушитель спокойствия чувствует свою безнаказанность.

Кто поможет, если соседи психически неадекватны?

Олег Ширяев, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой психиатрии с наркологией ВГМУ имени Бурденко, председатель воронежского отделения Российского общества психиатров:

– Действительно, больные находятся среди нас, они ходят по улицам и даже ездят за рулем. Но даже если вы замечаете неадекватное поведение, не надо все списывать на болезнь, психопатологию. Симптомы может точно определить только профессионал. Какая-то часть психически больных опасна. Если окружающие замечают что-то ненормальное в поведении живущих по соседству, они обычно пишут коллективное заявление в полицию. Если таких случаев много, подключается психоневрологический диспансер. К соседу придет участковый психиатр, его задача – определить уровень расстройства.

Если больной действительно опасен, то дело может закончиться недобровольной госпитализацией. Она применяется в трех случаях:

  • больной опасен для окружающих или для себя – например, пытается покончить с собой; 
  • больной находится в беспомощном состоянии – например, у него деменция и он не получает должного ухода;
  • неоказание помощи больному может привести к ухудшению состояния, например, к развитию психоза.

В таких случаях нужно позвонить «03» и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи. Члены бригады имеют четкие инструкции и определяют степень необходимости госпитализации. Может быть, все уже хорошо или помощь можно оказать на месте.

Немало неприятностей окружающим, как родственникам, так и соседям, доставляет такое поведенческое расстройство, как хординг – патологическая страсть к накопительству, или синдром Плюшкина. К сожалению, предметом накопительства часто является просто мусор, отсюда и запах, и насекомые по всему дому. К 2024 году хординг войдет в новую классификацию психических заболеваний и станет предметом рассмотрения психиатра. Но пока он официально к психиатрии не относится, и бороться с ним трудно.

Как быть, если вас оскорбили?

– Оскорблением являются любые слова, направленные на умаление вашего достоинства, чести или деловой репутации. Если вы решили получить компенсацию морального вреда, напишите заявление в прокуратуру, это станет подспорьем для суда, – сообщил Максим Шедогубов. – Сейчас распространены виртуальные оскорбления. Кажется, что в интернете можно написать все что угодно и остаться безнаказанным. Если вы хотите зафиксировать нанесенное вам оскорбление, в идеале нужно заверить его у нотариуса – это называется «осмотр сайта». В прокуратуру можно подать виртуальное заявление. Штраф определен небольшой – от 1 до 3 тыс. рублей, но он имеет воспитательный эффект. Как правило, оскорбления в сети прекращаются.

Как найти своего участкового?

Самый простой путь – зайти на сайт «Ваш участковый» и ввести свой адрес. Вы получите фотографию и номер телефона.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: