, Воронеж
  • 12138

Борьба с соперником и стихией. Как в Воронеже развивается парусный спорт

Почему профессиональными яхтсменами становятся единицы.
Борьба с соперником и стихией. Как в Воронеже развивается парусный спорт Борьба с соперником и стихией. Как в Воронеже развивается парусный спорт
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

В 2019 году исполнится 145 лет со дня основания Петровского яхт-клуба. Корреспонденты РИА «Воронеж» узнали, как живет наследница организации – Федерация парусного спорта, яхтинга и водного туризма. Яхтсмены объяснили журналистам, почему стоит приводить детей на занятия аристократичным видом спорта и в чем его главные особенности.

Оптимистичный настрой

Яхта «Оптимист» девятилетнего Дениса перевернулась, но моторная лодка тренера мальчика, опытнейшего Игоря Санникова, не спешит на помощь воспитаннику – в этом нет необходимости. Юный яхтсмен спокойно возвращает судно в правильное положение и начинает вычерпывать воду. Спасательный жилет застегнут, ребенок обучен – волноваться родителям не о чем.

Официально в школу парусного спорта принимают с девяти лет, но бывает, что ребят берут и в восемь. По бумагам, набор в сентябре, но занятия у детей начинаются еще в мае. Зачем терять время, если впереди самый сезон? За лето четверть ребят забросят тренировки, но тех, у кого получилось подчинить яхту своей воле, парусный спорт уже не отпустит.

– Если сразу грузить ребят теорией, у них не будет никакого интереса. Сначала нужно показать, что такое яхта. Объяснить азы – что такое шкот, брас, галс, румпель и так далее. В школах сейчас учат английскому языку с младших классов. И бывает так, что парень окончит школу, а разговаривать по-английски не умеет. А когда африканец поступает в российский вуз, он уже спустя пару месяцев может общаться. Почему? Мне кажется, потому что детей начинают учить не с того. У нас начинают сразу грузить алфавитом, письмом. Но ведь с русским языком все наоборот – сначала мы учимся говорить и только потом – писать. Лучше бы научили сначала набору самых простых слов. Точно так же и в парусном спорте – дать теорию всегда успеешь. Начинать нужно с базовых понятий, при этом к каждому найти индивидуальный подход. Сначала сажаю ребят в яхту на берегу – показываю, как делать повороты, как настраивать парус. Потом вместе с ребенком выхожу на воду. Примерно после полугода занятий принимаем экзамены, – объяснил Игорь Санников.

Занятия в школе идут круглый год. Летом – практика, а когда сезон заканчивается, дети занимаются физподготовкой, теорией, учатся ремонтировать яхты. Изучают и теорию – для успешных выступлений нужно знать основы геометрии и физики. Хотя технологии часто облегчают детям жизнь: если раньше, чтобы узнать направление ветра, нужно было следить за идущим из заводских труб дымом или передвижением туч, то сейчас всю информацию можно получить еще на берегу с экрана смартфона. Но, несмотря на всю интеллектуальность парусного спорта, без грубой физической силы все равно никуда.

– Ты постоянно в напряжении, нет такого, что ты настроил паруса и сидишь кайфуешь, – рассказал Николай Уляшев (он был одним из лучших яхтсменов страны, потом в бытовой ситуации потерял обе ноги, однако позже вернулся в парусный спорт и в 56 лет стал бронзовым призером чемпионата Европы). – Ты постоянно должен удерживать яхту. Бывает, что после гонки спортсменов на руках выносят. Как-то поплавал с девушкой, которая занималась борьбой и участвовала в Олимпийских играх. Она минут через 20 уже ошалела. Потом сказала: «Не знаю, как вы это делаете».

Как утверждают специалисты, мастерство приходит только с опытом. Никакие физические данные не позволят спортсмену контролировать стихию.

– Ходить во время сильного ветра дети не могут, а во время слабого – не умеют. Потому что чем слабее ветер, тем лучше голова должна соображать. А когда дует очень сильно, ты удерживаешь яхту одной «физухой», и это очень выматывает. Интересно наблюдать, как ребята начинают соображать. Тот, кому интересно, схватывает новые знания. А если родители прислали, и мальчик ходит, потому что надо, – он будет долго ковыряться, – говорят тренеры.

Возрожденные традиции

После окончания школы большинство ребят уходит из парусного спорта. В среднем лишь один парень из целого поколения становится профессиональным яхтсменом. Самые именитые из действующих спортсменов – Денис Щеглов и Павел Карачев, которые входят в сборную России. А Сергей Джиенбаев и вовсе давно вошел в ранг живых легенд, он переехал в Москву и открыл там собственный яхт-клуб.

– Однако и тех, кто ушел из спорта высокого уровня, парусный спорт уже не отпускает – некоторые начинают заниматься виндсерфингом, другие «капитанят» на яхтах богатых бизнесменов. Кто-то участвует в коммерческих гонках, – сообщил тренер Игорь Санников.

Единственный минус парусного спорта – его дороговизна. «Оптимист», яхта начального уровня, стоит около 130 тыс. рублей, яхта класса «Лазер» – около 300 тыс. рублей. А цены на яхты класса 49er – около миллиона рублей. Однако в воронежской СДЮСШОР водных видов спорта каждый ребенок может освоить управление любой яхтой абсолютно бесплатно, родителям придется покупать только гидрокостюм.

– Наш вид дешевле автоспорта. И не дороже хоккея. Но и ружье для стрелков стоит дорого, и профессиональный велосипед тоже. Как говорится, физкультура дешева, спорт – всегда дорогой. Но у нас есть ребята из неполных семей, мы помогаем им. Если вы просто хотите научить ребенка ходить на яхте – это бесплатно. Если вы настраиваетесь на спорт – какие-то вложения уже необходимы. Хотя, если ребенок талантлив, его сразу видно, мы его обеспечим всем необходимым. На соревнования высокого уровня командируем за счет школы. Если хотите подвести ребенка к соревнованиям в определенной форме и съездить еще на какие-то турниры – да, придется потратиться. Но так везде сейчас. И парусный спорт всегда имел оттенок элитарности. У любого спорта свои корни. Если условный баскетбол – игра окраин, то парусный спорт – это соревнования, в которых на старт выходят аристократы. Короли Норвегии и Испании, допустим, – яхтсмены. Они участвовали в Олимпиадах, – констатирует президент федерации парусного спорта, яхтинга и водного туризма Николай Фролихин.

«Плачет, но борется»

Специалисты надеются, что финансирование их вида увеличится, а нагрузка на семейные бюджеты родителей – понизится. С нетерпением ждут строительства Центра парусного спорта, подчеркивая, что парусный спорт может стать визитной карточкой региона.

– Воронежу повезло, что у нас есть водоем в черте города. Условия хорошие. Но есть над чем работать, водохранилище, конечно, не в идеальном состоянии. Тут же были заливные луга. Деревья попилили, залили все водой. Везде чернозем, солнце все прогревает – поэтому все в траве. И яхты олимпийского класса цепляются за нее. И Москва, Санкт-Петербург и Тольятти серьезно нас опережают. Там есть несколько яхт-клубов, есть конкуренция внутри города. Каждую неделю какие-то соревнования. Это традиции – в этих городах развитие парусного спорта не останавливалось, а у нас с 1919 года и до 1972-го яхт-клуба не было, – посетовал Санников.

Тренер заверил, что парусный спорт меняет жизнь любого, кто им займется:

– Этот вид спорта учит самостоятельности. Ты становишься рукастым – сам чинишь яхту, готовишь судно к выходу на воду. Спорт дает понимание того, что безвыходных ситуаций не бывает – надо лишь оставаться хладнокровным и думать головой. Идет шторм – переверни яхту, хватайся руками за нее и держись на воде. Стихнет буря – перевернешь яхту, воду вычерпаешь – и вперед! Это главный момент для гордости – когда видишь мальчишку в море. Бывает шторм, дождь, ветер, – и парень плачет, орет, зубы стискивает, но борется и в тяжелой ситуации удерживает яхту. Во всех видах спорта люди борются с самими собой и соперниками. А яхтсмены борются еще и со стихией.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: