Картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» украли из Государственной Третьяковской галереи в Москве в воскресенье, 27 января. На глазах у других посетителей мужчина снял полотно со стены, вытащил из рамы и скрылся. Злоумышленника поймали, а экспонат вернули в галерею.

В Воронеже тоже были случаи похищения картин, рассказала корреспонденту РИА «Воронеж» директор Воронежского областного художественного музея имени Крамского Ольга Рябчикова в понедельник, 28 января. Самый громкий произошел в 1991 году, когда из музея на проспекте Революции пропал портрет императора Священной Римской империи Максимилиана I. Неизвестный художник вырезал горельеф на грушевом дереве, оригиналом которого послужила гравюра Альбрехта Дюрера.

– Похитителей «Портрета императора Максимилиана I» было двое. Один отвлек смотрителя, а второй в это время снял картину и вынес. Когда смотритель обнаружила пропажу, она кинулась вниз, но уже было поздно, – рассказала Ольга Рябчикова.

KIR_4471.jpg
Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Украсть горельеф было легко – во-первых, он был формата А4, а во-вторых, снять его можно было без труда – картина висела в свободном доступе.

– После кражи охрану усилили, установили камеры, а маленькие картины убрали из свободного доступа, – вспоминает Ольга Рябчикова.

По словам директора музея, у похитителей был заказ именно на эту работу. По всей видимости, она понадобилась коллекционеру старинных горельефов. Долго музейные работники были убеждены, что этот горельеф работы XVI века, однако позже московские эксперты пришли к выводу, что шедевр создан гораздо позже, в XIX веке. Злоумышленники, видимо, об этом тоже не догадывались.

Картину искал Интерпол – ее пытались продать в Европе. Шедевр нашли в Чехии. По словам Ольги Рябчиковой, горельеф принес гибель ворам и всем тем, у кого он хранился: трое из них были убиты, один – пропал без вести. В итоге последний человек, у которого эта вещь была на хранении, сам принес ее в полицию. В 2002 году сотрудники ФСБ вернули картину директору музея имени Крамского Владимиру Устинову. Работа снова представлена в экспозиции.

Самые ценные с денежной точки зрения экспонаты Воронежского художественного музея – картины Юлия Клевера, Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Ивана Крамского, Ильи Репина, голландца Питера Класа. Их стоимость на арт-рынке оценивается до 1 млн долларов.

IMG_2279.JPG
Фото – Александра Григ (из архива)

Сейчас к каждому экспонату подведена система защиты: стоит лишь дотронуться до картины, как тут же срабатывает сигнализация. Правда, вооруженной охраны в музее нет, хотя еще в 1990-х годах она была. В случае необходимости по сигналу тревожных кнопок, расположенных на каждом этаже, на место происшествия прибывает охранная организация.

– Группа охраны приезжает моментально, за одну-две минуты. Нам приходилось пользоваться тревожными кнопками, когда в музей приходили неадекватные, буйные посетители, которые лезли в драку. Охрана пыталась их скрутить, но они сопротивлялись. В основном это происходит весной и осенью, – рассказала Ольга Рябчикова.

Директор музея убеждена, что кража картины Куинджи из Третьяковской галереи стала возможной по двум причинам – эффект неожиданности и безответственность смотрителей.

– Это человеческий фактор. Если смотритель будет спать или разговаривать по телефону, то из-под его носа легко унести шедевр. В нашем музее повторение истории, которая произошла в Третьяковке, невозможно – несколько раз в день залы обходит главный хранитель. К тому же каждый экспонат подключен к сигнализации. А во дворе на заборе мы установили колючую проволоку. В этом году планируем обновить систему видеонаблюдения – прежняя устарела.