, Воронеж
  • 12804

Эксперимент РИА «Воронеж». «Быстрые» деньги

Сколько километров можно пройти по городу ради заработка.
Эксперимент РИА «Воронеж». «Быстрые» деньги Эксперимент РИА «Воронеж». «Быстрые» деньги
РИА Воронеж Текст — , фото — Михаил Кирьянов

Многие из нас думают: «Что было бы, если бы…». Журналисты РИА «Воронеж» решили смоделировать разные ситуации и примерить непривычные роли, чтобы узнать это наверняка. Проводя эксперименты, можно понять, как ведут себя жители миллионного города, чем живут представители разных социальных групп и профессий, готовы ли воронежцы вмешаться, наблюдая несправедливость, и прийти на помощь незнакомому человеку.

Второй эксперимент РИА «Воронеж» посвящен «быстрому» заработку без специальности, навыков и опыта работы. Корреспондент РИА «Воронеж» устроилась расклейщиком объявлений и доставщиком еды и выяснила: это нелегкий хлеб.

Расклейка объявлений

Инструкции

После офиса выйти на улицу и делать что-то на свежем воздухе кажется работой мечты, тем более, я люблю много ходить. Звоню по первому попавшемуся номеру из объявления на Avito. Какие именно объявления нужно распространять, собеседница, представившаяся сотрудницей рекламного агентства, не знает, но зарплату обещает от 3 тыс. до 6 тыс. рублей в неделю. График свободный, трудиться можно в любые дни с 8:00 до 20:00. «Не так уж и плохо для подработки», – думаю я и записываюсь на собеседование. Меня предупреждают, что нужно захватить паспорт и сумку для листовок.

В назначенный день в 9:50 я у офиса фирмы в ТЦ «Атмосфера». Ровно в 10:00 появляется молодой человек интеллигентного вида, представляется Максимом (имя изменено) и впускает меня внутрь. Максим – мой непосредственный руководитель и менеджер фирмы. Он предлагает мне заполнить анкету и прочитать должностную инструкцию. Пока я изучаю свои новые обязанности, раздается телефонный звонок. Я слышу возмущенный голос. Мужчина недоволен тем, что расклейщики объявлений «загадили весь подъезд».

– Послушайте, мы не портим ничье имущество. Клей легко стирается. Конечно, я вас понимаю, – Максим утешает разгневанного жильца пару минут, а потом бросает трубку.

– И часто у вас такое? – с опаской спрашиваю я.

– На моей памяти впервые, – широко улыбается мой новый руководитель.

Менеджер объясняет условия договора, тогда же у меня возникает предчувствие, что денег мне не видать. Расклейщик должен следовать множеству правил, а малейшее нарушение – веский повод не заплатить. Мне выдают первую тысячу листовок. За рабочий день я должна расклеивать минимум 250 штук. Меньше – не оплачивается. Работа только с 8:00 до 20:00. В другие промежутки – не оплачивается. Клеить объявления можно сверху или снизу от домофона, столбы и информационные щиты – под запретом. Рабочая легенда компании: имущество не страдает, потому что клей легко оттереть, а значит, и нарушения закона нет. Каждый подъезд нужно фотографировать, а отчет отправлять через специальную программу. Помимо подъездов нужно снимать и нумерацию домов.

«Если во время проверки обнаруживают хоть одну повторяющуюся фотографию или фотографию, сделанную вне рабочего отрезка времени, – компания имеет право отказать вам в выплате. Не принимаем работу с измененной датой съемки. Ни в коем случае нельзя передавать фотографии через WhatsApp, Viber и прочие мессенджеры, отправлять на почту или загружать в хранилище телефона, так как при этом сбивается время!».

Из должностной инструкции

Деньги мне обещают перевести на карту после того, как я расклею свою первую тысячу, а начальство проверит фотоотчет. Я скачиваю приложение QRPoint, а руководитель показывает мне, как в нем работать.

– Первую тысячу листовок вы расклеиваете за четыре рабочих дня. К этому времени у вас в отчете должно быть около 1,1 тыс. фотографий. Каждая листовка будет стоить 2 рубля. Потом можно брать больше работы, оплата ежедневно. Если клеить больше 300 в день, то одно объявление будет стоить уже 3 рубля, – увлеченно рассказывает Максим.

Руководитель выдает мне пачку объявлений, два тюбика клея и советует не вступать в перепалки с жильцами. Теперь моя миссия – за 500 рублей в день предупреждать людей о санитарной обработке против тараканов, клопов и муравьев.

Расклейка

Для работы мне выделяют квадрат, ограниченный Ленинским проспектом, улицами Остужева, Добролюбова и 25 Января. В 10:30 предупреждаю в мессенджере, что выхожу «на смену», и вперед – клеить объявления.

У первого же подъезда дома по улице Остужева минут десять мнусь рядом с дверью: оказывается, сложно решиться испортить чистоту домофонной двери. Особенно под зорким взглядом сидящей на лавочке бабули. Наконец, старушка уходит, я делаю свое «черное дело».

Открываю приложение, нажимаю кнопку «Начать работу». Пытаюсь сделать первое фото для отчета, но оно не сохраняется. Менеджер подсказывает, что надо включить GPS. Видимо, начальство хочет убедиться, что расклейщик перемещается между точками. С включенным GPS телефон разряжается гораздо быстрее, но у меня нет выбора, если я хочу следовать инструкциям. Фото сразу передаются в хранилище, не засоряя память устройства.

У третьего подъезда меня ждет первая «стычка» с жильцами.

– Господа, зачем же вы портите домофон, если рядом есть доска объявлений, – обращается ко мне женщина, гуляющая со шпицем.

«Непонятливые» сотрудники

Мне казалось, что с 250 листовками я управлюсь до обеда. Но на первые десять объявлений уходит почти полчаса. Засекаю время, чтобы рассчитать все действия. Листовки лежат в холщовой сумке на плече. Снимаю одну лямку, достаю бумажку и клей, намазываю с обратной стороны и прикладываю к двери. Отхожу на пару шагов и фотографирую (работодатели приветствуют, чтобы входная дверь с домофоном были видны целиком). На все – 25 секунд. Примерно столько же занимает переход между подъездами. Но с непривычки я работаю медленно, процесс растягивается, пока ищу нумерацию домов и снимаю ее для отчета.

На Ленинском проспекте встречаю коллегу – парня, который клеит объявления про натяжные потолки.

– Ну, и как, реально заработать? – спрашиваю я.

– Не знаю, я только первый день, – отвечает молодой человек.

К 12:30 я расклеила лишь 50 листовок. Еще через полчаса меня ждет удача: я попадаю в район, где только недавно наклеили те же самые объявления. Проверяю, не ошиблась ли я улицей, но все правильно. Наверное, листовки часто срывают, поэтому расклейщиков отправляют «обновлять» информацию. Прохожу мимо подъездов и отправляю в отчет объявления своих коллег.

Пользуясь плодами чужих трудов и расклеивая самостоятельно, я справляюсь с первой сотней объявлений через три часа работы. Тогда же понимаю, что на зарплату рассчитывать не стоит. В голове всплывает фраза, что «управляющий оставляет за собой право не выплатить заработную плату за нарушение правил инструкции». Но раз денег я не жду, зачем выполнять правила? Сдаюсь и начинаю клеить только на доски для информации. Через четыре часа мой старенький китайский смартфон разряжается. К этому времени я наклеила около 140 объявлений и успела отправить отчет. Из чистого упрямства доделываю норматив. Положенные 250 объявлений расклеиваю к концу восьмичасового рабочего дня, но начальству придется поверить мне на слово. Телефон давно разряжен и фотографировать не на что. Наверное, перед трудоустройством неплохо было бы купить портативную зарядку.

За целый день я нашла только два объявления своей конторы с оторванными телефонами. Видимо, жильцам не очень нужна обработка от тараканов и клопов. Зато нужна нормальная среда для жизни. Почти у всех домов, которые я обхожу, дворы заставлены машинами, а детские площадки маленькие. Капремонт был далеко не везде, но жильцы борются своими силами. Под окнами разбиты клумбы с люпинами, шиповником и даже папоротником. В самодельных палисадниках работают пенсионеры. Некоторые подъезды расписаны сказочными персонажами и птицами. И рядом с ними – бесконечные ряды объявлений, которые отстают от стен совсем не так легко, как обещают мои работодатели.

Прошу фотографа под видом жильца позвонить в фирму. Девушка из колл-центра уверяет, что передаст жалобу начальству, но она «маленький человек» и ничего не решает, только принимает заявки на дезинфекцию. Звоним менеджеру Максиму. Фотограф угрожает судом из-за испорченной входной двери.

– Это расклейщики неправильно действуют и прикрепляют на домофоны. Мы учим их, что нужно оставлять объявления на информационных досках. О каких инструкциях идет речь? Я не понимаю, о чем вы говорите, – Максим бросает трубку.

Итого – за день я расклеила 250 листовок и заработала 500 рублей, но не получила ни копейки. С работодателем я больше не связывалась, но мое начальство тоже не беспокоилось обо мне: рабочую задачу в программе мне сняли только через три недели.

Доставка еды

Непростое собеседование

В интернете отзывы о работе курьером по доставке еды в основном хорошие: можно брать короткие смены по вечерам и выходным, легко устроиться. Но мой опыт оказался немного другим: устроиться было невероятно сложно.

Нахожу в Сети номер девушки из крупной фирмы, которая набирает курьеров для работы в разных городах. Мария (имя изменено) сейчас в командировке, но готова созвониться через пару дней. Еще две недели мы общаемся по телефону. Начинаю подозревать, что это своеобразный способ сказать «нет» либо компания пока не набирает сотрудников. В конце концов мое терпение вознаграждается: собеседование назначено на следующий день.

Около 16:00 приезжаю в офис в центре города. Захожу в кабинет, где меня встречают удивленные взгляды сотрудников. Других соискателей в комнате нет. Мне объясняют, что девушка, видимо, перепутала, собеседования сегодня нет. Следующее через два дня. Сотрудники советуют позвонить Марии, а если возникнут проблемы, обратиться в офис. Мария удивлена не меньше, чем я. Она объясняет, что я записана на собеседование, но возникли проблемы со связью, и обновление пришло слишком поздно: работники офиса его не увидели.

Через два дня ситуация повторяется. Если бы я действительно искала работу, я бы уже поставила крест на компании с таким уровнем организации. Но попробовать свои силы в курьерском деле очень хотелось, поэтому я не опускала руки. Правды ради, больше никто из моих коллег не жаловался на проблемы при трудоустройстве.

На собеседовании вместе со мной еще семь молодых людей и девушка. Выглядят как школьники или студенты первых курсов. Нам показывают 20-минутный ролик с рабочими инструкциями, после нужно пройти тест – как понял содержание. До 21:00 приходит SMS с результатом. Уже на следующий день я выхожу на работу.

Первый заказ

На следующий день в 10:00 в офисе меня встречает сотрудник, который занимается «активацией курьеров». На самом деле – просто еще раз объясняет правила, оформляет документы и выдает вместительный рюкзак с удобными липучками, которые позволяют разделять холодную и горячую еду. Вся процедура занимает около часа. По правилам в этот же день нужно приступить к работе. Я выбираю короткую четырехчасовую смену с 12:00 до 16:00.

В начале смены нужно приехать на «точку выхода» – обычно у крупных ТЦ, где много кафе. Часто курьеры собираются рядом с McDonalds. Пунктуальность – не моя сильная сторона, я опаздываю на смену на 12 минут. До работы успеваю скачать специальное приложение и добавиться в несколько чатов в мессенджере Telegram, где проходит все общение: рассылка курьерского бота, новости и обновления, информация по выплатам. На «точке» нужно сделать селфи, на котором четко видны лицо и форма, и отправить в специальный чат. Фотографируюсь у «Галереи Чижова». Бот отвечает мне, что селфи в порядке, я включаю GPS на телефоне, захожу в приложение и начинаю смену. Первые полчаса – тишина. Переживаю, вдруг я что-то делаю не так, и спрашиваю совет у более опытных коллег в чате для общения курьеров. «Старички» успокаивают, что до обеда такое бывает, заказы будут позже.

Телефон начинает вибрировать в 12:35. Принимаю заказ в приложении и поднимаюсь на четвертый этаж «Галереи Чижова». На это мне дается четыре минуты, опаздываю на одну минуту. Нужно донести бургеры и колу на 550 рублей из McDonalds на улицу III Интернационала через остановку. Только перед кафе ставлю статус «Прибыл в ресторан» и жду заказ. Через десять минут забираю заказ, аккуратно складываю в сумку. Приложение автоматически рассчитывает, сколько времени мне нужно, чтобы добраться до клиента. На дорогу мне отводят 15 минут. Доезжаю остановку на автобусе, легко нахожу на карте нужный дом, а дальше возникают проблемы. Молодой человек забыл указать номер квартиры. Только в крайнем случае мы можем напрямую звонить клиентам, связываюсь с парнем и вручаю ему два пакета с едой. В этот раз никуда не опаздываю.

Правила работы

Все, что потребуется для работы курьером, – смартфон с операционной системой Android, портативная зарядка и крепкие ноги. Ходить придется невероятно много и в любую погоду. За первые 4,5 часа преодолеваю почти 7,5 км. Знакомые курьеры рассказывают о рекордах в 32-35 км за длинные смены в 8-10 часов. «Зато полезно для здоровья», – не унывают мои коллеги.

Система простая: если заказов нет, курьер получает минимальную оплату – около 80 рублей в час. Когда работа есть, то плату за каждый заказ. Цена складывается из нескольких показателей: вовремя пришел в ресторан – 40 рублей, не опоздал к клиенту – еще 40 рублей. Каждый километр дороги стоит 15 рублей. Если нужно преодолеть больше 2 км, то компания оплачивает транспортные расходы: 20 рублей на автобус в одну сторону и 20 обратно. Для курьеров на машинах расценки выше.

– Главное – не опаздывать на смену больше, чем на пять минут. Тогда уже нельзя рассчитывать на минимальную оплату, когда нет заказов. Если опоздал больше, чем на 30 минут, снимают со смены. Важно вовремя проставлять статусы в приложении: когда пришел в ресторан, забрал заказ, прибыл к клиенту и отдал еду. Можно немного «мухлевать». Например, выходить из ресторана и только потом нажимать кнопку «получил заказ». За этим никто не следит, кроме приложения. Ресторану все равно, а для тебя эти 2-3 минуты могут быть очень важны, – наставляют меня старшие товарищи.

Одно из основных требований – заказы нужно брать в приложении за 1,5 минуты. Отказываться нельзя никогда. Даже если осталась пара минут до конца смены, а тебя посылают в другой район. В таком случае нужно взять заказ, компания оплатит работу, как обычно. Никаких двойных тарифов не предусмотрено.

Курьеру может поступить несколько заказов одновременно. Первым нужно взять в работу тот, на который приложение отводит меньше времени. Кроме того, курьер может не успеть обработать один заказ, как ему упадет следующий. С этим я сталкиваюсь в первую же смену. До этого успеваю отвезти пиццу с остановки «Застава» в магазин обуви в центре, бургеры из «Галереи Чижова» на улицу Кропоткина и заказ из McDonalds в пиццерию на соседней улице. 

Не успеваю дойти до нужного адреса, как телефон звонит, оповещая о новом заказе. До конца моей смены остается семь минут, но мне поручают отнести суши за четыре остановки – на улицу Станкевича. Послушно беру заказ и поднимаюсь в торговый центр к кафе. Передо мной еще один курьер: его клиент заказал два морса, но в заведении всего один нужный напиток. Сотрудники пытаются дозвониться до заказчика и решить вопрос, но не могут. Мой заказ еще даже не начинали обрабатывать. Жду заветный пакет около 20 минут. За это время телефон предательски разряжается. На все у меня 9% зарядки. Успеваю попросить у сотрудников кафе ручку и листочек, на всякий случай записываю адрес клиента. Когда выхожу в путь зарядки осталось всего 3%. Уже на остановке я остаюсь без связи. Опрашивая прохожих, чудом нахожу нужный адрес и вручаю парню заказ. Отметить его в приложении у меня уже не получается. В отчете мне приходит смешное «опоздание к клиенту на 933 минуты».

Съесть (,) нельзя (,) выкинуть

Я задерживаюсь на смене на полчаса и за 4,5 часа разношу пять заказов. За пройденные 7,5 км получаю около 110 рублей и еще 280 рублей за доставку еды. Если бы не опоздания, получилось бы больше. Бот сообщает, что я «упустила» 120 рублей вознаграждения.

Разговариваю с ребятами и узнаю, что в неделю вполне реально получать 8-9 тыс. рублей. Для этого нужно брать десятичасовые смены в будние дни и короткие – в выходные. Зарплату переводят каждую неделю после трех недель работы.

– Для меня это подработка. Обычно я беру три-четыре неполных смены и один полный день – 10-12 часов. В месяц у меня выходит около 10 тыс. рублей. Многие ребята ездят на велосипедах, самокатах и электросамокатах. Вообще идея хорошая: активно работая, стоимость электросамоката за 8 тыс. рублей можно отбить за неделю. Но я обычно хожу пешком. Система рассчитывает время так, что почти везде можно успеть на ногах, – рассказывает молодой человек, который берет смены после основной работы.

Самое «рыбное» время – вечер пятницы и выходные. Тогда заказов много и можно неплохо заработать. Чаще всего берут доставку еды в Центральном районе. По словам курьеров, меньше всего заказов в Юго-Западном. Смены там выбирают, чтобы не разносить заказы и получать минимальную оплату.

Согласно инструкции, если клиент не выходит на связь, нужно позвонить ему, подождать 10 минут, набрать номер еще раз и затем «утилизировать» заказ. Официально – выбросить, но можно и съесть. Правда, вскоре перестаешь воспринимать многочисленные бургеры, стейки и роллы как нормальную еду. 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: