С приходом весны воронежцы начали жаловаться на излишне горячие батареи в квартирах. Чтобы «не задохнуться» до конца отопительного сезона, многим приходится открывать окна. Получается, коммунальщики попросту отапливают улицы, а платят за это жильцы. Виной тому может быть как состояние сетей в самом доме, так и срыв температурного графика поставщиком ресурса. Но в любом случае чрезмерная подача тепла – некачественно оказанная коммунальная услуга.

Важно: перерасчет сделают только тому жильцу, который пожаловался на «перетоп». То есть надеяться на активных соседей не следует. Как взять инициативу в свои руки, чтобы не платить за отопление улицы, – в материале РИА «Воронеж», подготовленном совместно с руководителем воронежского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ольгой Фроловой.

Какой должна быть температура в квартире?

Допустимо превышение температуры не более чем на 4 градуса. Так, в жилых комнатах в идеале должно быть 20-22 градуса, допустимо 18-24. Все, что выше 24, считается отклонением. В таких случаях житель имеет право потребовать перерасчет. В ванной комнате или совмещенном санузле оптимальна температура 24-26 градусов, допустима – 18-26, но не выше. В туалете – 21-23 и 18-26 градусов соответственно.

Что предпринять, если батареи слишком горячие?

Если температура в квартире не соответствует нормативам, обращайтесь к исполнителю коммунальной услуги письменно. Исполнителем коммунальной услуги может быть УК и ТСЖ или поставщик ресурса (теплоснабжающая организация), если собственники заключили с ним прямые договоры. Следует объяснить причину жалобы, назвать фамилию и адрес. Необходимо убедиться, что жалобу зарегистрировали в журнале. Для этого спросите, кто принял заявку, и ее регистрационный номер.

Кто и как измеряет температуру?

Независимо от того, кто исполнитель услуги, провести проверку обязаны представители управляющей организации. Они придут к вам домой, чтобы измерить температуру и составить акт в двух экземплярах (один отдают потребителю). Обратиться к УК надо письменно. Время, в которое придет специалист, должны согласовать с вами в течение двух часов после поступления жалобы.

Если представители управляющей организации не пришли, вы можете в присутствии свидетелей (например, соседей и совета дома) произвести замеры самостоятельно, а также составить акт. Температура измеряется в наибольшей по площади жилой комнате в центре помещения на высоте 1 м.

Как делают перерасчет?

Акт, который составляется при измерении температуры, является основанием для перерасчета платы за отопления. Для этого следует обратиться в управляющую организацию письменно, приложив копию документа. Ответ должны дать в течение 10 дней. Время предоставления некачественной услуги считается со дня подачи заявки либо со дня, указанного в акте.

За каждый час отклонения температуры плата за тепло снижается на 0,15% от размера, определенного за расчетный период, в котором произошел сбой. Перерасчет сделают только тому жильцу, который направил жалобу и в чьей квартире прошли замеры температуры.

фролова.jpg

– УК должна выяснить, почему сложилась подобная ситуация. Если проблема в общедомовом имуществе, то перерасчет делается за счет самой УК. Если же поставщик нарушил температурный график подачи тепла, то возвращать деньги будет он. Когда дом на прямых договорах, то перерасчет в любом случае делает поставщик. Уже потом теплоснабжающая организация будет разбираться с УК, если причина «перетопа» внутри дома. Но повышенная температура редко бывает по вине УК, в основном подобная ситуация складывается при холодных батареях, – пояснила Ольга Фролова.

Что делать, если обслуживающая организация не реагирует?

Если же УК проигнорировала обращение или дала отписку, пожаловаться можно в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) или Роспотребнадзор, так как оказание коммунальных услуг попадает под Закон «О защите прав потребителей».

Также есть вариант направить иск в суд. В таком случае от исполнителя услуги можно требовать не только перерасчет, но и неустойку (штрафы, пени).

Из-за чего происходит «перетоп»?

Ольга Фролова пояснила, что слишком высокая температура в квартирах может быть из-за того, что поставщик ресурса не соблюдает температурный график (в нем прописаны максимальная и минимальная температуры теплоносителя). Поставщикам выгодно, чтобы за сезон весь газ был использован, иначе в следующем году лимиты ресурса могут быть уменьшены.

Причина может быть и в ненадлежащем состоянии общедомовых стояков. Следить за ними обязаны управляющие компании.

Однако часто жильцы сами становятся причиной того, что температурный режим в помещениях нарушается. Речь идет о случаях, когда люди самостоятельно меняют радиаторы, устанавливают дополнительные батареи, обустраивают обогрев пола и так далее. К примеру, если установить современную батарею с терморегулятором к общему стояку, то запорная арматура на радиаторе перекроет циркуляцию теплоносителя. Таким образом, система отопления будет нарушена. Для таких радиаторов необходимо проложить в квартире дополнительный трубопровод. Кроме того, собственники квартир при ремонте часто закрывают доступ к стояку, который является общедомовым имуществом. При этом невозможно следить за состоянием закрытых труб.

В итоге из-за одного жильца страдают остальные. В таких случаях управляющая компания может через суд обязать собственников вернуть все в первоначальное состояние.

Любой ремонт системы отопления в многоквартирном доме должен проводиться по проекту, поэтому необходимо согласовывать работы с уполномоченными органами.

Как бороться с чрезмерно горячими батареями?

Конечно, можно обязать поставщика ресурса подавать тепло в соответствии с температурным графиком. Однако если причины в самом доме, то добиться понижения температуры трудно. К примеру, когда в доме нарушена циркуляция, в квартирах на верхних этажах может быть слишком жарко, тогда как на нижних, напротив, холодно. Уменьшить температуру только для отдельных этажей невозможно – она пропорционально снизится во всем доме.

Жители на общедомовом собрании могут принять решение о досрочном прекращении отопительного сезона.

Действенным способом борьбы с горячими батареями может стать установка автоматической регулировки в доме. Как пояснила Ольга Фролова, она не дешевая, «первой строки» на это не хватит. Сделать это можно только по программе капитального ремонта или собрав необходимые средства по целевому сбору.

Как объясняют проблему управляющие компании?

Владимир Болотов, директор УК Левобережного района:

– Если в квартирах жильцов слишком жарко, то им необходимо написать соответствующее заявление в УК. При этом стоит понимать, что, к сожалению, снизить температуру теплоносителя в старых домах практически невозможно. Сети и котельные там строились таким образом, что температура теплоносителя и горячей воды неотрывно связаны. Если охладить воду в батареях, то она остынет и в кранах, и будет холоднее нормативных 60 градусов. Можно, конечно, установить в многоквартирном доме прибор – погодозависимый регулятор, который корректирует подачу теплоносителя автоматически, исходя из температуры воздуха. Его стоимость от 450 тыс. до 750 тыс. рублей, в зависимости от диаметра трубы. Как правило, срок окупаемости такого прибора составляет 2,5-3 года. Также около 5 тыс. рублей в месяц в отопительный сезон надо будет платить за обслуживание регулятора. Жители старых домов не соглашаются на его покупку. Если все-таки найдутся желающие, то в УК достаточно будет принести протокол общего собрания с решением о покупке и установке такой системы в доме, а также о способе финансирования работ. Пока подобных прецедентов у нас не было.

голованова.jpg

Алла Голованова, сотрудник УК «Партнер»:

– В новостройках есть техническая возможность регулировать подачу в дом теплоносителя. Там стоят погодные установки, которые при необходимости уменьшают или увеличивают температуру воздуха. В старых домах подача теплоносителя зависит, как правило, от ресурсоснабжающей организации. Жители повлиять на это практически не могут. Если обратиться в управляющую компанию, то, скорее всего, в ответ она напишет, что общедомовое имущество, за которое она несет ответственность, исправно, поэтому все вопросы к поставщику. Вопрос можно решить при помощи контрольно-надзорных органов. ГЖИ сейчас очень оперативно реагирует на жалобы жителей. В нашу управляющую компанию этой весной жалоб на «перетоп» не поступало. Это, во-первых, связано с тем, что на улице потеплело совсем недавно. Во-вторых, мы обслуживаем новые дома. Со старыми, конечно, все гораздо сложнее. Надо разбираться отдельно в каждом случае. Универсального совета нет. Во многих домах технической возможности отрегулировать подачу тепла действительно нет.