Около трети всех весельных лодок, курсирующих в теплое время года по реке Воронеж в Рамонском районе, создал 56-летний житель Рамони Сергей Гаврин. Его плоскодонки также ходят по Дону на территориях Воронежской и Ростовской областей. Как у мужчины появилось такое хобби, в чем заключается творческое ноу-хау мастера и что он еще только мечтает создать, – в материале РИА «Воронеж».

Дорога в камышах

У Сергея Гаврина два высших образования: инженера-дорожника и технолога. По молодости немного строил дороги, а в 1990-х годах начал работать с деревом. Здесь он всему учился сам. Еще в школе Сергей увлекался судо- и авиамоделизмом, так что первичные навыки обращения с древесиной у него имелись.

– Тогда, в 1990-х, работы особо не было, зато начиналось кооперативное движение. Мы с приятелями создали оформительский кооператив, делали стенды, витрины. В ходу у нас в основном было дерево, – вспомнил Сергей Гаврин. – Уже тогда стало понятно, что с ним я буду работать и дальше. Наши стенды с витринами особого дохода не приносили, надо было искать что-то новое. И тут я подумал о том, что Рамонь стоит на реке Воронеж. Сколько здесь хорошо знакомых проток, стариц, усынков! Я вырос на реке, люблю рыбалку и лодочные прогулки, потому решил попробовать делать лодки.

Сергей обратился за советом к старику, который многие годы мастерил лодки в своем сарае:

– Для меня это было в новинку, я толком не понимал, как рождается настоящая лодка. Он меня взял в помощники и показал, что и как.

С тех пор Гаврин и изготавливает лодки. Преимущественно одновесельные – они неприхотливы и устойчивы на спокойной воде, пройдут через любые камышовые заросли. Всего за эти годы сделал более 200 лодок.

– В наших краях речь может идти прежде всего о лодке-плоскодонке, управляемой одним веслом, типа каноэ. Двухвесельная лодка прогулочного типа с так называемыми распашными веслами не всегда подходит для реки Воронеж. Где-то она широкая, а где-то заросшая камышом, с петляющим руслом. Двухвесельная лодка не всегда удобна в узких протоках, трава цепляется за весла, да и для такой лодки нужен широкий проход в камышах. Одновесельная для подобных условий куда лучше, – пояснил мастер.


Фото – из архива Сергея Гаврина

Изготовление лодок для него до сих пор хобби – на жизнь зарабатывает другими вещами, также связанными со столярным производством.

– В среднем для изготовления одной лодки мне требуется 0,35 кубометра древесины – сосны или дуба. Одну лодку, если работать по два-три часа в день, делаю примерно недели за полторы. В принципе это обычная столярная работа. Самые первые свои лодки я пробовал рисовать на бумаге, но потом бросил это дело – речные плоскодонки в принципе почти одинаковые. Различаются лишь некоторыми нюансами: высотой борта, которая колеблется от 35 до 50 см, длиной лодки (от 4 до 4,5 м), весом (100–150 кг), длиной весел (минимальная – 2 м). Я как-то делал лодку для долгих путешествий по Дону – в ней на всякий случай были и уключины для пары весел, – так одиночное весло было длиной более 4 м, чтобы в случае чего его можно было использовать как шест для отталкивания от дна, – рассказал Сергей Гаврин.

«Правильные» доски

Рабочее место Сергея пахнет свежей стружкой. 

На солнце сохнут несколько новеньких лодок, покрытых специальным влагоотталкивающим составом.

Самое сложное, по словам мастера, – выбрать доски для лодочных бортов: они должны быть равноупругими:

– Я нахожу такие, раскладываю и прыгаю на них, чтобы самому почувствовать, как именно они пружинят. Если чуть-чуть по-разному, то приходится электрорубанком делать одну из них чуть тоньше. Многие удивляются, когда я им рассказываю о том, в каком порядке делаю лодку. По классическим лекалам ее надо начинать со дна, которое потом обшивается бортами. А я привык наоборот – сначала борта, а потом между ними вставляю дно. Мне кажется, что так проще увидеть контуры будущего судна. Когда делаю лодку, то обязательно закладываю в нее возможные последствия колебаний толщины швов между досками – разницу между мокрой и сухой древесиной. Между швами вставляю крохотные клинышки, регулирующие эту разницу.

Сергей объяснил тонкости обращения с лодками:

– Стандартная лодка при ежегодной эксплуатации на воде и правильном зимнем хранении выхаживает в среднем не менее десяти лет, причем чем меньше ее приходится конопатить перед началом каждого сезона, тем лучше. Для того чтобы деревянная лодка дольше служила, ее обладателю надо соблюдать простые правила. Желательно не оставлять ее, вмерзшей в лед, на зиму в воде, а на прицепе (погрузить 100-килограммовую лодку смогут два человека) привезти в прохладное помещение типа гаража. Самое главное, чтобы лодка сохранила влагу, набранную за лето. Никаких сквозняков, которые просто выдуют ее. Если так хранить свою лодку, то ее и конопатить по весне не придется, и прослужит она лет 20.

Главная мечта

Житель Рамони хранит массу фотографий готовых лодок, которые изготавливает для многочисленных знакомых и друзей. Кто-то просил смастерить форштевень с драконом, кто-то – покрасить лодку в необычный цвет. Другие заказывают рундуки, вделанные в сиденья, еще просят забрать деревом нос лодки аж до первого сиденья, чтобы получилось нечто вроде полутораметрового лежака и в нем можно было загорать прямо во время движения лодки.


Фото – из архива Сергея Гаврина


Фото – из архива Сергея Гаврина


Фото – из архива Сергея Гаврина

– Все эти лодки сделаны таким образом, чтобы на любую из них можно было повесить мотор. Я, например, недавно купил для своей «флотилии» электрический – он бесшумный и экологию не портит, – поделился Гаврин.

В его «флотилии» около десятка судов, которые зимой хранятся в нескольких гаражных помещениях. Там есть лодки всех форм и размеров. 

На одной, покрытой специальным составом, мастер отработал экспериментальный вариант гидроизоляции, весит она менее 60 кг. Другая – полутораметровая: один громадный нос с обрубленной кормой, третья – пиратского вида, с хищным «щучьим носом»…

– Теперь моя главная мечта – собрать своими руками водометный мотор. Это что-то типа крошечного реактивного двигателя, похожего на те, что ставятся в реактивные самолеты. Для реки Воронеж его главное преимущество состоит в том, что в нем нет наружного винта, на который часто наматываются водоросли. Точнее, он есть, но вмонтирован в специальную трубку. А маневрирование лодки достигается путем изменения направления реактивной струи, которая выбрасывается из узкого конца этой трубки. Надо найти на авторазборке какой-нибудь моторчик от старенькой иномарки, дать ему ума, потом немного доработать и поставить на любую из моих лодок, тогда можно будет проплыть по какой угодно узкой протоке. А если что, мое весло вытащит лодку из зарослей!