Форсайт-сессия «Популяризация работы музеев региона» прошла в департаменте культуры Воронежской области в четверг, 9 июля. В ней приняли участие сотрудники региональных музеев, чиновники департаментов культуры, предпринимательства и образования, а также представители туристической отрасли и маркетологи. Эксперты обсудили слабые места в работе региональных музеев и способы увеличить их посещаемость. Подробнее – в материале РИА «Воронеж».

Пополнение коллекций

Первоначально главная задача форсайт-сессии была обозначена как увеличение посещаемости музеев Воронежской области на 50% к 2022 году. Но стремление к таким показателям сами музейщики сочли необоснованным.

– Ежегодно наш музей посещают около 120 тыс. человек. Это огромные цифры. И стремиться увеличить этот показатель до 240 тыс. – зачем? Почему именно 50%? В нацпроекте «Культура» указан показатель в 5% – это куда более реалистично, – высказалась директор областного художественного музея имени Крамского Ольга Рябчикова.

Директор областного литературного музея имени Никитина Светлана Деркачева подчеркнула, что прежде чем привлекать людей в музеи, нужно привести их в порядок:

– У литературного музея шесть подразделений, из которых только в три не стыдно привести иностранных или иногородних туристов. А наше основное здание «Мещанской управы» уже много лет в полуаварийном состоянии и давно ждет ремонта.

По мнению директора областного краеведческого музея Елены Вычеровой, увеличение числа посещений невозможно без расширения музейных площадей:

– Невозможно привести больше людей в музей, площадь которого – несколько десятков квадратных метров. Одной из задач должно быть увеличение экспозиционных и выставочных площадей. Тогда можно будет и больше людей принимать в музее. Например, на корабль-музей «Гото Предестинация» физически невозможно взять группу более 15 человек. Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы «музеефицировать» набережную, ведем работы по восстановлению здания цейхгауза – чтобы привлекать больше посетителей не только на корабль, но и на территорию рядом с ним.

Руководитель краеведческого музея отметила необходимость увеличения количества экспонатов: музейные фонды не бесконечны, и людям неинтересно годами смотреть на одни и те же предметы в витринах.

– На территории Воронежской области ежегодно проходит несколько десятков археологических экспедиций, а предметы, которые находят археологи, хранить особенно негде. Мне кажется, если наладить взаимодействие с ними, это может стать прекрасным способом пополнения музейных коллекций, – ответил председатель воронежского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Никитин.

Повышение информированности

Еще одной проблемой участники форсайт-сессии сочли недостаточную информированность жителей региона о местных музеях. Эксперты единогласно признали: музейные хранилища обладают огромным потенциалом, но об этом мало кто знает.

– Нам необходимо изучить опыт соседних регионов. Например, когда едешь по городам «Золотого кольца», рекламные баннеры музеев встречаешь буквально на каждом шагу. Нужен анализ целевой аудитории – следует выяснить, почему люди, которые могли бы ходить в музеи, не ходят в них, и чего не хватает тем, которые ходят, – подчеркнул основатель частного музея «Петровские корабли» Сергей Наумов.

– Наше слабое звено – это пиар. В наших музеях есть что посмотреть, но когда в город приезжает иногородний турист, он ограничивается экскурсией по улицам. Я считаю, это работа экскурсовода – завести людей в музей, – поделился главный референт губернатора Воронежской области Александр Тимашов.

Он предложил разработать специальные музейные программы, рассчитанные на этнические диаспоры Воронежской области, – к примеру, проекты, которые рассказывали бы о деятельности представителей разных народностей на территории региона.

Руководитель маркетингового агентства «Мозаика» Жанна Корнева заявила, что главной задачей, решение которой поможет увеличить посещаемость музеев, должно стать создание моды на походы в музей.

– Здесь не обойтись без увеличения финансирования на презентационное присутствие музеев в интернете. Сегодня люди ищут в Сети все. И нам нужно работать над тем, чтобы уже в интернете было видно, что музей – это модно и актуально. Информация о музеях должна легко находиться в поисковых системах, у музеев должны быть проработанные соцсети, в идеале должны быть интернет-ресурсы, на которых была бы сосредоточена вся возможная информация о музеях, – считает Жанна Корнева.

Одним из инструментов создания моды на музеи маркетолог назвала переустройство самой музейной среды.

– Как ни обидно это звучит идеологически, музеи оказывают людям услуги. И мы должны работать над тем, чтобы людям было комфортно эти услуги получать. Музей не должен быть местом «зайти и выйти», необходимо сделать так, чтобы люди хотели провести там как можно больше времени. Например, создать музейное кафе, где можно встретиться с друзьями, выпить кофе. Нужно придумывать новые формы коммуникации с посетителями, – отметила Жанна Корнева.

Директор литературного музея Светлана Деркачева подчеркнула, что новые формы коммуникации не должны превратить музей в пространство исключительно развлечений:

– Мы все-таки занимаемся просвещением, образованием. При всей комфортности пребывания для посетителей важно, чтобы аура музея не потерялась.

Проблемы с взаимодействием

Еще одной проблемой участники сессии назвали отсутствие механизмов межведомственного взаимодействия. Например, музейщики разрабатывают программы для школьников, но без взаимодействия с департаментом образования не получается сделать их по-настоящему массовыми.

– У нас уже два года есть программы для детей разных возрастов, есть понимание, что часть школьных уроков могли бы проходить на базе музея – например, в рамках изучения истории Древнего Египта. Но с нами взаимодействуют буквально несколько школ, а когда мы обращаемся в департамент образования с просьбой распространить этот опыт более широко, мы как будто натыкаемся на стену. Ничего не происходит, – пожаловалась директор музея имени Крамского Ольга Рябчикова.

Участники сессии также говорили о сложностях в оформлении туристических поездок для детей в музеи, расположенные вне Воронежа, о трудностях в парковке туристических автобусов рядом с музеями.

– Должно быть налажено межведомственное взаимодействие разных департаментов, самих музеев и бизнеса. Только при условиях этой синергии возможно и привлечение дополнительных внебюджетных средств, и как следствие – продвижение музеев и увеличение их посещаемости, – заметил начальник отдела развития туризма областного департамента предпринимательства Александр Кукин.

По итогам форсайт-сессии эксперты приняли решение о создании рабочей группы или другого подобного объединения для оперативного решения затронутых вопросов и проблем. В состав объединения войдут представители региональных департаментов культуры, предпринимательства и образования, а также сотрудники музеев и турфирм.

Озвученные участниками сессии предложения по развитию музейного дела в Воронежской области соберут в документ, который станет детальным дополнением к «Стратегии-2035».