РИА «Воронеж» открывает рубрику о писателях и книгах, связанных со столицей Черноземья. Журналисты будут брать интервью у интересных местных авторов, писать о книгах, которые выходят у воронежских писателей, а также произведениях, где фигурирует Воронеж.

Первый выпуск посвящен 32-летней жительнице села Олень-Колодезь Каширского района Марии Евсеевой, автору пары десятков книг. Мария растит двух дочек – Свету и Веру, достраивает вместе с мужем дом, а по утрам пишет истории о хрустальной подростковой любви. Корреспондент РИА «Воронеж» побеседовала с писательницей о ее творчестве и возможностях продвижения для молодых авторов.

– Как тебя представить? Детская писательница, подростковая?

– Просто мама.

– Сколько же книг вышло у «просто мамы»?

– Около 20, еще несколько готовятся к печати, над несколькими работаю. Книжки и придумывание разных историй возникли методом «от противного». Моя мама – физик, и она видела мое будущее в точных науках. Помимо обычной школы я заочно училась в физико-математической школе при МФТИ. Решала какие-то бесконечные задачи и контрольные. Уже тогда, а может, и поэтому, я терпеть не могла физику. Тошнит от нее до сих пор! В девятом классе я взбунтовалась и начала писать в местную газету. Там была отдельная молодежная страница, что-то вроде бумажного чата. На странице велись бурные переписки: знакомились, влюблялись, выясняли отношения. Газета выходила раз в неделю, мы сбегали за ней с физкультуры в ближайший киоск. Сначала я писала от своего имени, публиковала стихи. Потом стало скучно, и я придумала альтер эго – мальчика. Редактор передавал мне мешки писем для выдуманного автора! Когда я раскрыла инкогнито, на меня, конечно, обиделись, но писать для себя я продолжила.

– Что было потом?

– Время поменялось, и газета сменила формат. Я поступила на филфак Воронежского педуниверситета. Началась совсем другая жизнь. Параллельно с учебой я три года вела русский язык в сельской школе. Наверное, вовремя поняла, что учителем быть не хочу: ко мне на урок в восьмом классе приходили почти мои ровесники-второгодники, из неблагополучных семей. С возрастным школьным коллективом не было точек соприкосновения, зарплату стали начислять в зависимости от количества учеников. Нагрузки росли, денег становилось меньше. В один день я уволилась из школы и забрала документы из вуза.

Позже я вышла замуж, родились дети, и в моей жизни снова появилась тетрадка с рассказами. В интернете я наткнулась на конкурс «Новая детская книга» и в первый год участвовала в нем как рецензент. Мою рецензию признали лучшей, и я решила попробовать себя в качестве писателя. Примерно три года подряд упорно рассылала свои работы. Я не отчаивалась, потому что в первую очередь писала для себя, ведь не могла не писать.

«Мой прадед – самовар» стал лауреатом крымского литературного конкурса имени Александра Куприна в 2015 году. В сообществе конкурса в соцсетях я познакомилась с начинающими авторами. Мне подсказали другие ресурсы для продвижения, познакомили с самиздатовскими платформами.

– Какую твою книгу можно назвать самой успешной?

– Роман «Кроме меня, кроме нее». Суммарный тираж составил 13 тыс. экземпляров. Вокруг серии о любви старшеклассников образовалось целое сообщество в интернете. Мои герои – самые обычные, их чувства близки реальным подросткам. Самые дорогие для меня отзывы – когда, не здороваясь, пишут: «Что еще у вас можно почитать?».

«Кроме меня, кроме нее» я отправила в одно российское издательство, но мне отказали, раскритиковав героев и сюжет (это письмо, кстати, сохранилось). Зато сразу взяли в новую молодежную серию «Росмэна». Меня это очень вдохновило, я ударными темпами дописала «Куда улетают самолеты», которая тоже вошла в серию «Линия души».

К авторам, уже имеющим в своем портфолио какие-то публикации, относятся внимательнее. Про меня вспомнили издательства, которым я тоннами присылала тексты в предыдущие годы, начали делать заказы на познавательные детские книги.

– Каково это – писать на заказ?

– Довольно сложно, потому что четких ТЗ никто не дает, но свое видение темы имеется. Готовые тексты приходится переписывать по пять-семь раз. Однажды на меня вышло крупное издательство, предложило сотрудничество. И сразу же выкатило список требований. Попросили присылать главы по мере написания. Тут-то и начались проблемы: то героиня слишком злая, то пуговицы на рубашке не того цвета. Я поняла, что история перестала быть моей, и отказалась от совместной работы. Книгу все-таки дописала и выложила в свободном доступе. Издатель еще раз выходил на связь с рекомендациями, но я прервала сотрудничество окончательно. Почти сразу на текст посыпались отрицательные отзывы с «пустых» аккаунтов. Этот бизнес не всегда пользуется честными методами.

– Твои герои совсем юны. Сложно перемещаться из своих 32 лет в сознание подростка?

– Мне и самой в душе лет 15–17. Трудно сказать, откуда берутся мои герои. Я всегда пишу от первого лица, будь то мальчик или девочка. Мне легко общаться с подростками, хотя вообще я непубличный человек. Стараюсь отвечать всем читателям в интернете, но от живых встреч в основном отказываюсь. Люблю свою уютную сельскую норку, очень редко выбираюсь даже в ближайший Воронеж. Мы с мужем консерваторы, не любим перемены. Он, например, всю жизнь работает на одном месте.

В Воронеже есть отделение читательского клуба для подростков «Терра инкогнита». Они собираются два-три раза в год, устраивают викторины, общаются с местными писателями. В таком тесном кружке на пять-семь человек мне комфортно.

– Что читаешь сама?

– Зарубежных авторов, которые пишут на смежные темы. Всегда любила английскую классику: Джейн Остин, Элизабет Гаскелл, Чарльза Диккенса, Томаса Харди. Русскую классику – Ивана Тургенева, Александра Куприна, Льва Толстого. Даже веду несколько сообществ: «На чай к Джейн Остин», «На чай к тургеневской девушке» – обмениваемся впечатлениями, открытками, книжками. В детстве любимыми книгами были «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли, «Мы все из Бюллербю» Астрид Линдгрен. Последнее мне очень близко – я тоже жила в деревне, ходила в школу через лес.

– Как продвинуться молодому писателю?

– Конкурсы – другой дороги сейчас нет. Нужно определиться с аудиторией, для которой пишешь, и найти подходящий конкурс в интернете, их очень много. Вокруг них всегда формируется тусовка таких же «подающих надежды» авторов. Можно узнать по сарафанному радио что-то новое, чему-то научиться, с кем-то подружиться. Я, например, так познакомилась с будущим соавтором. Ради смеха написали совместную книгу, а потом и выпустили под псевдонимом. Такое вот хулиганство.

Я пишу рано утром. С 8:00 до 11:00, пока дети в школе, у меня есть три часа свободного времени. Когда время ограничено, работать приходится эффективнее, идей-то море! Иногда, конечно, важная мысль может прийти ночью. Тогда я вскакиваю и с фонариком записываю в тетрадку, например, как герой выйдет из сложившегося конфликта. У меня есть «бета-ридер» – моя подруга, которая читает каждый отрывок. Иногда мы с ней очень сильно спорим, почти ругаемся. Мне в первый момент бывает обидно. Но потом я «отхожу» и думаю: «Ах, черт, ведь ты права!».

На доход от книжек жить не получится. Это хобби. Сначала я думала, что, когда у меня будет десять книг, я проснусь богатой и знаменитой. До сих пор жду, когда же это случится.

Произведения Марии Евсеевой, вышедшие в разных издательствах:

  • «Кроме меня, кроме нее» (2017);
  • «Куда улетают самолеты» (2017);
  • «Профиль без фото» (2017);
  • «Мой прадед – самовар» (2017);
  • «Матрешки. Внучки бабушки Матрены» (2017);
  • «Надо верить в чудеса, или Рождество в деревне» (2017);
  • «Секретная коробочка, или История Нового года» (2017);
  • «Внучка колдуна» (2018);
  • «Билет в другое лето» (2018);
  • «Моя мама – маленькая» (2018);
  • «Широкая Масленица. Солнышко на тарелке» (2018);
  • «Пасха: Дорогой добра» (2018);
  • «Как жили на Руси: Куделино лето» (2018);
  • «Как жили на Руси : Осенние хлопоты Кудели» (2018);
  • «Как жили на Руси: Зимняя сказка Кудели» (2019);
  • «Как жили на Руси. Весенняя песня Кудели» (2019);
  • «Рождественский вертеп: Сказка своими руками» (2019).

Награды и премии:

  • третье место в номинации «За лучшее произведение для детей» в Международном литературном конкурсе имени Александра Куприна 2015 года;
  • лонг-лист конкурса «Музыка слов»;
  • шорт-лист «Короткое детское произведение» 2016 года;
  • второе место в литературном конкурсе «Добрая лира» 2016 года;
  • третье место в номинации «Стихи и сказки для самых маленьких» конкурса «Новая детская книга» 2017 года;
  • шорт-лист в номинации «Для тех, кому за шесть» конкурса «Новая детская книга» 2018 года;
  • второе место в номинации «Истории для самых маленьких» конкурса «Новая книга» 2019 года;
  • лонг-лист международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина 2019 года.