Опен-эйр Платоновского фестиваля «Музыка мира в Белом колодце» прошел в меловом карьере под Воронежем в субботу, 10 июня. На сцене под открытым небом выступили музыканты из Гамбии, Норвегии, Исландии и Японии. Несмотря на непогоду, на пляже Белого колодца собрались более тысячи воронежцев.

Фото – Андрей Архипов

Первой на сцену мелового карьера вышла норвежская группа ARVVAS. Музыканты исполняют традиционные саамские песни особым стилем горлового пения, который называется йойк, под аккомпанемент джазового контрабаса и перкуссии. Вокалистка группы Сара Мариэль Гауп рассказала, что йойк сегодня – не умирающее искусство. В отдельных регионах Норвегии, Финляндии и даже России традиции такого горлового пения по-прежнему сильны. Музыкантам ARVVAS было интересно попробовать совместить йойк с более современными музыкальными стилями.

Фото – Андрей Архипов

– Я знаю все о традиционном пении и о том, как это делается, но мне было необходимо пространство для импровизации. Стейнар (басист группы – РИА «Воронеж») знает все о джазе. На наших репетициях мы просто веселились, импровизировали, постоянно пробуя совмещать йойк с новыми инструментами, добавляя компьютерные эффекты. Наверное, главный секрет нашей музыки в том, чтобы не бояться совмещать несовместимое, – рассказала певица.

Фото – Андрей Архипов

Сара Мариэль Гауп вышла на сцену в традиционном праздничном платье народов Северной Норвегии, которое многим зрителям напомнило славянские народные костюмы.

– Я не раз слышала о том, что скандинавские и русские народные костюмы схожи. Я думаю, причина в том, что наши народы во многом похожи, а наши страны веками связывали торговые отношения, – отметила вокалистка.

Фото – Андрей Архипов

После норвежцев на сцену вышла певица из Гамбии Сона Джобартэ. Сона – первая женщина из африканской касты гриотов, играющая на традиционном струнном музыкальном инструменте – коре. Право играть на коре имеют всего пять семей на всем африканском континенте. В одной из них, семье Джобартэ, игра на коре много веков передавалась по мужской линии. Сона стала первой женщиной, освоившей инструмент.

Фото – Андрей Архипов

– Если человек является членом одной из семей, имеющих право играть на коре, он не обязан пользоваться этим правом. Но людям, не являющимся родственниками этих семей, играть на коре строжайше запрещено. Этой традиции уже 700 лет, – рассказала Сона Джобартэ.

По еще одной древней африканской традиции музыку коры нельзя записывать. Тем не менее, у Соны Джобартэ вышло несколько студийных альбомов. В ее репертуаре – не только традиционные произведения для коры, но и авторские композиции.

Фото – Андрей Архипов

– Сегодня мир и населяющие его люди стремительно изменяются, и даже наше племя уже не такое консервативное. Кора больше не может оставаться инструментом, на котором играют в очень узком кругу. Я записываю музыку, чтобы рассказать о ней миру, – объяснила Сона Джобартэ.

Девушка призналась, что поначалу родители плохо восприняли ее увлечение игрой на коре, и особенно – запись альбомов и путешествия с музыкой по миру. Но когда певица добилась успеха, их мнение изменилось.

– Теперь я, наоборот, являюсь гордостью семьи. Потому что я как представитель семьи Джобартэ несу нашу музыку в мир, рассказываю о ней людям, – отметила певица.

Музыка мира_36.JPG
Фото – Андрей Архипов

Следующими гости концерта увидели музыкантов исландской группы Hjaltalín. Члены коллектива говорят, что создают музыку на стыке джаза, инди-рока и поп-музыки 60-х. Hjaltalín записывают песни на английском и исландском языках.

Фото – Андрей Архипов

– Мы все очень разные личности, к тому же, у каждого из нас множество сайд-проектов, поэтому в музыку каждый привносит что-то свое, так и получается эта странная смесь, – рассказал клавишник группы Хьортур Йоханнсон.

Музыканты признались, что традиции народной исландской музыки им очень близки, хотя они не стремятся намеренно включать ее элементы в свои песни.

Фото – Андрей Архипов

– Для исландской музыки характерно тяготение к гимнам, мелодичным напевам, я думаю, это находит отражение в наших произведениях. Но все-таки музыка для нас не является способом заявить о своей национальности, – отметил вокалист группы Хегни Эгильссон.

Фото – Андрей Архипов

Шутливую туристическую байку о том, что Исландия – настолько маленькая страна, что все ее жители являются родственниками, музыканты Hjaltalín назвали правдой.

– Поэтому все в Исландии немного странные, ведь каждый из нас так или иначе связан друг с другом далекими родственными линиями, – сказал Хегни Эгильссон.

Фото – Андрей Архипов

Последней на сцену мелового карьера поднялась певица из Японии Майя Бару. Вокалистка владеет редкой техникой горлового пения, распространенной на небольшом острове в южной части Японии. Традиционное пение певица совмещает с африканскими барабанами и современной электронной музыкой. 

Фото – Андрей Архипов

Несколько композиций Майя Бару исполняла через громкоговоритель, к другим песням добавляла игру на флейте – на этом инструменте она научилась играть в детстве. По словам певицы, которая сейчас живет во Франции, танцевальная музыка помогает ей на более понятном современным людям языке рассказать им о богатой японской музыкальной культуре.

Фото – Андрей Архипов

Несмотря на низкие тучи, в конце опен-эйра запустили фейерверки. А на меловые горы Белого колодца проецировалось лазерное шоу. 

Фото – Андрей Архипов

Концерт «Музыка мира в Белом колодце» прошел на Платоновском фестивале в третий раз. Опен-эйр традиционно объединяет коллективы из разных стран, играющие актуальный фолк.


Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».