Воронежцы встретили «Русское лето» в Центральном парке в выходные, 14 и 15 сентября. Несмотря на непогоду, фестивальные площадки не пустовали. Горожане наслаждались музыкой и театром, историческими танцами и реконструкцией, лекциями и мастер-классами. Как прошел новый фестиваль – в материале РИА «Воронеж».

«Ленинград» был всегда»

Еще до начала «Русского лета» некоторые настороженно отнеслись к событию из-за формулировки «фестиваль традиционной культуры». Что организаторы форума вкладывают в это определение, объяснил писатель Захар Прилепин, идейный вдохновитель фестиваля.

KIR_5089.jpg

– Не надо ничего возрождать. Все нормально с культурой. Мы не воюем со стендап-комиками. Мы просто говорим, что есть иерархия. Есть вещи, которые останутся. И мы их привезли, чтобы люди чувствовали причастность к этому, – заявил Захар Прилепин журналистам. – Когда жили Горький, Бунин и Куприн, писатели Вербицкая и Арцыбашев были популярнее их всех. А еще цыганские певцы. Человек всегда хочет посмеяться, приколоться, частушку похабную спеть. «Ленинград» всегда существовал, его не сейчас придумали. Но остается другое. Современный человек может говорить, что писатели не отвечают на его вопросы, ему непонятны Раскольников, Анна Каренина. Один мой коллега утверждает: «Да что Анна Каренина! Сейчас любая девушка может переспать с любым парнем, и ничего не будет». Будет. И эта проблема мучит людей. Поэтому «Анну Каренину» во всем мире раз в пять лет экранизируют. Вообще нет никакого современного человека. Есть хам и есть человек мыслящий. Человек мыслящий понимает, что ничто никуда не девается.

По словам писателя, фестиваль начинался как встречи с друзьями в деревне на реке Керженец. Форум в расширенном формате перенесли в подмосковное Одинцово, так появился фестиваль «Традиция». Затем настала очередь других городов России. По словам Прилепина, Воронеж оказался в первой тройке. Как фестиваль пройдет в городе, будет «во многом определяющим опытом».

– Если Александр Викторович Гусев скажет, что фестиваль будет ежегодный, то сделаем ежегодным, – рассказал писатель. – Для меня это важное событие, потому что у меня есть воронежские корни. И вообще у вас красиво, погода хорошая.

Необычный формат

Однако через пару часов после открытия фестиваля небо затянули тучи, начался дождь. За одно утро бабье лето сменилось осенью. Но самые стойкие посетители продолжали гулять под зонтами или доставали цветные дождевики. Казалось, погода наладилась к вечеру первого дня – к выступлению группы «Калинов мост» на открытой площадке Зеленого театра. Но позже опять пошел дождь, зрители достали зонтики. На следующий день, 15 сентября, светило солнце, и количество посетителей сразу увеличилось.

На главной аллее Центрального парка поставили белые шатры для книжной ярмарки. Пруд заняла средневековая лодка, рядом с водоемом расположилась деревня реконструкторов. Создатели зоны придумали, как обеспечить постоянный поток посетителей: раз в час выходили стрелять из оружия, целясь в сторону от театра. Громкие залпы и клубы дыма стабильно собирали зрителей. 

Потом горожане оставались понаблюдать, как жители средневековой деревни ткут пояса, пишут по восковым табличкам, стреляют из лука и делают кольчуги. На лекциях рядом можно было пополнить свои знания историческими фактами: кто зарабатывал больше – стрельцы или казаки? Когда был последний набег татар на наши земли? Почему так часто горели средневековые города?

– Формат фестиваля интересный, думаю, что надо его развивать. С одной стороны, есть научная составляющая, с другой – интерактив. Ведь современные люди, особенно дети, привыкли по-другому воспринимать информацию. Они не могут, как раньше, прийти в музей и послушать. Здесь можно дать полезную информацию,  разрешить все попробовать самому, пощупать. Я думаю, что у фестиваля есть перспектива. Мне самому понравилось выступление группы «Калинов мост». Узнал новое для себя на лекции об обороне Воронежа войсками НКВД, – рассказал руководитель военно-исторического клуба «Копье» Павел Семенов.

Газовая атака

Одним из центральных событий фестиваля стала реконструкция легендарной «атаки мертвецов». Эпизод боя за крепость Осовец в Первую мировую войну воссоздали на поляне за кафе Botanica. Организаторы огородили площадку и попросили зрителей не перебегать с места на место во избежание давки. Все происходящее пошагово комментировали, чтобы посетителям было понятно.

Фото: 1 из 47

Фото — Михаил Кирьянов

Воронежцы увидели, как немцы наступают на крепость. После перестрелки враги распылили газы на защитников Осовца, оборонявшихся без противогазов. На этом моменте повалил густой белый дым. Часть родителей с детьми испугалась «газовой атаки» и отошла подальше от ограждения. Другие зрители решили, что это отличный шанс снять происходящее на видео без толп людей, и заняли их места. Раздался звонкий детский крик: «Наши, вперед!». И полуживые защитники крепости в окровавленных повязках поднялись в наступление, когда немцы уже решили, что русские погибли от газов.

– Мы считаем, что это отличный способ донести до людей историческую правду. Тем более что о Первой мировой войне обычно знают мало. В «атаке мертвецов» в 1915 году участвовало много воронежцев, калужан, а памятника до сих пор нет ни в одном городе России. Губернатор Александр Гусев вчера согласился с нами, что надо увековечить память об этом подвиге. Может быть, такой памятник появится в Воронежской области, – сообщил руководитель военно-исторического объединения «Орловская пехота» Сергей Сретенский.

«Старинные законы»

Большой популярностью на фестивале пользовалась детская зона, оборудованная парком семейного отдыха «Нелжа.ру». Для малышей сделали игровое поле из соломы, на котором пробовали свои силы «сумоисты». Всем желающим выдавали надувные костюмы, в них дети даже стояли с трудом. Во время спарринга нужно было уронить противника и самому не потерять равновесие.

– Знаете, есть легенда про «поднимателя» пингвинов, которые падают, глядя на самолеты. А у нас есть специально обученный «подниматель» детей. Ему даже в спортзал ходить не надо, он получает нагрузку, помогая детям, – зазывала народ сотрудница парка. 

Рядом люди выстраивались в очередь к фотоизбе, чтобы сделать снимок у окна с занавесками или у люльки. Детям понравилось, что все крестьянские предметы можно потрогать. Отдельная очередь из малышей и их родителей собралась на мастер-класс по карачунской игрушке.
 

– Я очень рада, что в Воронеже наконец появился фестиваль, связанный с историей. Хочется большей наполненности: чтобы на площадках реконструкторов было много мастер-классов по ремеслам и люди сами могли все попробовать. Мы лепим классическую форму игрушки – жаворонков. Она связана с историей, обрядами и призывом весны. Ажиотаж всегда очень большой, хотя, казалось бы, все уже привыкли к пластмассовым игрушкам или гаджетам. Но я часто сталкиваюсь с тем, что дети не умеют делать простые операции, у них теряется навык мелкой моторики. При этом все они молодцы, очень стараются, радуются игрушкам, потом берегут эти свистульки и обязательно забирают домой. Можно оставить нам на обжиг, но, когда ребенок сам слепил свистульку, проколол, и игрушка уже запела, расстаться невозможно, – рассказала народный мастер Воронежской области Людмила Дедова.

Многие посетители одним из самых ярких событий называли выступление петрушечного театра из Санкт-Петербурга «Папьемашенники». Перед представлением создатель Всеволод Мизенин объяснил, что будут играть по старинным законам площадного театра. Если зрителям нравится, они могут бросить в ящик «монеты, купюры и карты с PIN-кодами», а если нет – побить артистов. После этой фразы взрослые заметно оживились, а дети разместились полукругом перед сценой.

На площадке разворачивалась простая история про дурака, который чуть не угодил в армию, а потом решил жениться. Найти невесту Петрушке попытались среди детей, но, простучав головы девочек, артист решил, что все они слишком умные. Во время представления кукольник постоянно общался с горожанами, отвечал на реплики детей и подшучивал над взрослыми, которых в конце перед сценой скопилось даже больше, чем маленьких зрителей.

– Нам фестиваль нравится своей направленностью, тем, что он посвящен русской культуре и традициям. Конечно, нам это очень близко. Ведь мы театр, который изучает и сохраняет традицию. При этом мы не занимаемся реконструкцией и музейным воспроизведением. Но играем так, чтобы это было понятно всем. Ведь Петрушка – это никуда не уходящая история про дурака. В нем есть две составляющие: это нечто актуальное, злободневное и непреходящее, вневременное, – пояснил Всеволод Мизенин.

Космос и скука

Даже посвятив фестивалю оба выходных, посетить все события было физически невозможно. На одной площадке «Активный театр» с участием группы «25/17» показывал спектакль по «Обители» Прилепина, следом выступала «Маваши group». Параллельно шли лекции историков и краеведов о крепости Воронеж и путешествиях Петра Семенова-Тян-Шанского или баттлы историков с писателями.

– Я здесь с утра субботы, но к сожалению, не все площадки успела посмотреть за день. Мне понравилось, что достаточно масштабно и объемно были представлены разные культурные пласты. Приходили люди с разным достатком, образованием, потребностями, наклонностями, и каждый мог найти здесь что-то для себя. Можно было услышать былины или классическую музыку, узнать что-то новое или просто развлечься. Мне была интересна музыка, потому что я сама музыкант. Все, что слышала, было хорошего качества, – рассказала доцент факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педуниверситета Елена Березкина.

Стандартно много публики собирало выступление создателя Музея забытой музыки Сергея Плотникова: даже в дождь его палатка не пустовала. Зрители могли узнать, какую эволюцию проходили музыкальные инструменты, и даже попробовать поиграть. Создатель музея рассказал, что доволен фестивалем, но ему не хватило выступления фольклорных коллективов.

Неподалеку от Плотникова речитативом исполнял былины Александр Маточкин. С точки зрения фольклора это было одно из самых ценных и аутентичных мероприятий фестиваля. Правда, сказителю не хватило рекламы площадки, а работать было сложно из-за двух сцен, расположенных достаточно близко. Несмотря на все помехи, Александр Маточкин по три часа до обеда и три часа после сказывал былины, собранные на русском Севере. Услышав необычные гармонии, прохожие останавливались и задерживались в его палатке. Чаще всего слушателями становились взрослые люди. Одна из пожилых женщин рассказала, что былины точно так же рассказывали в деревне ее дедушки, когда она была еще маленькой. Но бывало, что и родители приводили детей послушать старинные истории.

– Былины так и сказывали, одну за другой. Чаще всего за работой, чтобы себя развлечь. Вырастешь, тоже сможешь сказывать, – улыбнулся Александр Маточкин бойкому мальчику лет семи, закончив рассказ о Добрыне Никитиче.

– Ой, да я когда вырасту, в космос полечу, – уверенно заявил ребенок.

– Конечно. Но что там, в космосе, делать, пока ждешь стыковки? Скучно. А былины позволяют себя занять. И это память. Киев был столицей Руси до XII века, а крестьяне на Севере даже после Великой Отечественной еще пели про «стольный град Киев». Живая традиция. 

Смогут ли воронежцы и в следующем году прикоснуться к истории и традициям, пока неизвестно. Решение еще не принято.