, Воронеж
  • 9475

Не взятки, а гонорары. Бывший главный архитектор Воронежа выдвинул свою версию на суде

Антон Шевелев частично признал вину, не согласившись с квалификацией дела.
Не взятки, а гонорары. Бывший главный архитектор Воронежа выдвинул свою версию на суде Не взятки, а гонорары. Бывший главный архитектор Воронежа выдвинул свою версию на суде
РИА Воронеж Текст — , фото — Виталий Грасс

В Ленинском райсуде начался процесс по делу бывшего главного архитектора Воронежа Антона Шевелева, которого обвиняют во взятках в размере 3 млн 570 тыс. рублей. На первом заседании в понедельник, 26 февраля, зачитали обвинительное заключение, а экс-чиновник дал показания. Бывший главный архитектор города откровенно рассказал, как основал собственную проектную фирму и выбил для нее около 60 заказов, пользуясь служебным положением.

Журналист РИА «Воронеж» разбиралась, как работала коррупционная схема и какие объекты появились на карте города благодаря лобби главного архитектора.

ри.JPG

В чем обвиняют экс-чиновника

Гособвинитель Светлана Шатиришвили представила на суде позицию силовиков. Она напомнила, что Антон Шевелев стал руководителем управления главного архитектора Воронежа в 2010 году. В мэрии работает с 2002 года. В 2011 году чиновник познакомился с главным инженером фирмы «Вламиан» Русланом Куцевым (позже ООО «ПСК "КРОиС"»).

Являясь должностным лицом, Антон Шевелев за вознаграждение предложил Куцеву помощь и покровительство. Мужчины договорились, что главный архитектор города будет действовать в интересах коммерческой фирмы «Вламиан». Антон Шевелев обещал беспрепятственно согласовывать и утверждать эскизные проекты компании, помогать консультациями и рекомендовать застройщикам обращаться именно в эту проектную организацию.

Руслан Куцев отдавал деньги лично главному архитектору и переводил средства на карту, зарегистрированную на родного брата Шевелева. Прокурор рассказала, что встречи проходили в служебном кабинете главного архитектора на улице Кольцовской, 45, и в автомобиле Chevrolet. Сотрудник проектной фирмы должен был Шевелеву 3 млн 570 тыс. рублей, но успел передать лишь 990 тыс. рублей. Сумма траншей варьировалась от 40 тыс. до 500 тыс. рублей.

Силовики задержали чиновника в январе 2017 года. Следователи заявили о возбуждении четырех уголовных дел и инкриминировали Шевелеву получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). После возбуждения дела главный архитектор подал в отставку по собственному желанию. Бывший чиновник ждал суда под домашним арестом.

История бизнеса

В показаниях Антона Шевелева взятки превратились в гонорары за честно выполненную работу, а взяткодатель Руслан Куцев – в его компаньона по бизнесу. Бывший чиновник признался, что через подконтрольную ему фирму «Вламиан» получал крупные заказы, участвовал в разработке эскизных проектов, а потом сам же утверждал их как главный архитектор города. В своей речи на суде Шевелев сравнил себя с эффективным менеджером по работе с клиентами. Пользуясь авторитетом главного архитектора, с 2011-го по 2017 год партнеры по бизнесу получили около 60 заказов.

История бизнеса Антона Шевелева началась в нулевых годах. Мужчина решил пойти по стопам отца Владимира Шевелева и окончил архитектурный факультет ВГАСУ. Еще во время студенчества в 1998 году устроился на работу по специальности. Молодой человек заметил, что на рынке нет фирмы, которая предоставляла бы весь спектр услуг по проектированию – от разработки концепции и идеи до реализации рабочего проекта и получения разрешения на строительство. Антон Шевелев посоветовался с отцом и создал ООО «Новый город – ХХI век». С 2005-го по 2010 год фирмой руководил отец. В 2010 году Антона Шевелева назначили главным архитектором города. Он попросил отца снять с себя полномочия, чтобы «избежать конфликта интересов в будущем».

– Я понимал, что, став главным архитектором, получу гораздо больше возможностей по взаимодействию с потенциальными заказчиками. Соответственно, объем работ может возрасти в разы. Я решил подобрать молодого амбициозного архитектора для своей организации, который бы справился с таким количеством заказов. Основной упор надо было сделать на разработку проектной документации, – заявил Антон Шевелев на суде.

гн.JPG

Чиновник выбирал между Максимом Яровым, с которым они работали в «Персональной творческой мастерской №4 Союза архитекторов», и бывшей однокурсницей Ольгой Куцевой. Сначала Шевелев выбрал Куцеву: женщина долго работала в проектном институте и хорошо зарекомендовала себя при подготовке проекта реконструкции детского сада в 2008 году. Но Куцева отказалась от должности директора фирмы. Антон Шевелев признался, что не мог предложить сокурснице фиксированную заработную плату, а ей нужен был стабильный доход. Тогда чиновник устроил знакомую в мэрию, но договорился, что в свободное время женщина будет помогать ему с проектами. «Новый город – ХХI век» возглавил Максим Яровой.

Позже Шевелев позаботился, чтобы Куцева заняла пост начальника отдела согласования документации в мэрии. На суде бывший главный архитектор объяснил, что именно в этом отделе проходили согласование все нужные документы, и поставить туда своего человека было «целесообразно». О назначении Шевелев договаривался в отделе кадров городской администрации.

Высотку на Фридриха Энгельса, 88, сотрудники фирмы спроектировали по заказу АО «Хлебозавод»
Фото – с сайта проектировщика

Схема работы

Первым совместным проектом «партнеров» по бизнесу стал дом на Челюскинцев, 101. Шевелев решил заняться этим объектом, потому что хорошо знал его и до этого общался с заказчиком Дмитрием Поликарповым.

– Я убедил заказчика, что сотрудники моей компании справятся с этой работой, а по всем административным вопросам я буду лично сопровождать объект вплоть до выдачи разрешения на строительство. Убедить Поликарпова работать с моей организацией было непросто – у нас не было даже офиса и штатных сотрудников. Я должен был разработать архитектурное решение, а Куцева и Яровой – проект с учетом градостроительных нормативов. Эта работа выходила за пределы моих прямых должностных обязанностей главного архитектора города, здесь я выступал в роли главного архитектора проекта, – пояснил Антон Шевелев.

киселев.jpg

Именно на этом объекте чиновник и его компаньоны опробовали схему работы, по которой действовали вплоть до задержания Шевелева. Дом на Челюскинцев, 101, должен был проходить экспертизу проекта. Дополнительные сложности создавало то, что заказчик настаивал на официальном договоре и безналичной оплате. У фирмы главного архитектора не было допуска СРО (разрешение на определенные виды работ, которое выдают в соответствии со стандартами саморегулируемой организации). Заказчик не собирался ждать, а получить документ быстро было невозможно.

Тогда партнеры по бизнесу решили воспользоваться фирмой «Вламиан», в которой муж Ольги Куцевой Руслан занимал должность главного инженера. Официальный договор заключили с этой компанией, оплата поступила на счет фирмы. Руслан Куцев обещал, что деньги между компаньонами разделят поровну. Чиновник подготовил эскизное решение проекта и принимал участие в проектировании объекта на всех стадиях. На суде Шевелев с гордостью сообщил, что сделать подземную трехуровневую парковку, отдельные коттеджи с обособленными входами и ландшафт на крыше – это его идеи. Мэрия согласовала проект в январе 2012 года.

– После этого у нас сложился следующий порядок работы: я руководил разработкой архитектурного решения как учредитель компании  «Новый город – ХХI век», а Куцев от имени фирмы «Вламиан» разрабатывал проектную рабочую документацию. С 2011 года у нас была единая внутренняя бухгалтерия. Хочу подчеркнуть, что эти фирмы можно рассматривать как единое целое. Это одна организация, предоставляющая весь комплекс услуг по проектированию. Не было жесткого процента, который каждый из нас должен был получить. Я всегда интересовался стоимостью контрактной части, чтобы в дальнейшем распределять прибыль между нами пропорционально выполненной работе. Реальные затраты на проектные работы составляли около 50% от стоимости договора на проектирование. Бывало, что прибыль делили пополам – по 25% от цены договора, – пояснил бывший чиновник.

гор.jpg

Совещания проводили прямо в рабочем кабинете Шевелева. Чаще всего собирались по субботам в 11:00 – сразу после планерки с заместителями отделов. Главный архитектор договорился, чтобы Куцева без очереди принимали сотрудники мэрии. О подработке начальника управления и его особых отношениях с семьей Куцевых, по словам самого Шевелева, знали даже секретари. За годы работы Максим Яровой перешел на должность районного архитектора, а «Новый город – ХХI век» возглавил Руслан Куцев. 

Выполненные объекты

Антон Шевелев перечислил здания, которые фирма спроектировала лишь благодаря его покровительству. Партнеры вместе работали над проектом 17-этажного дома на Моисеева, 61б, с парковкой на прилегающей территории. Следующим объектом стала 10-этажка на улице Чернышевского – дом строили в исторической части города в районе Каменного моста.

В 2011 году товарищ познакомил Шевелева с владельцем ритейлера «РЕТ», депутатом облдумы Владимиром Колыхалиным. Бизнесмену нужна была помощь по проектированию ряда объектов. Первым стал жилой дом на набережной Массалитинова, 35. На публичных слушаниях в 2013 году выяснилось, что объект находится в охранной зоне Алексеево-Акатова монастыря. Партнерам пришлось уменьшить количество этажей до пяти и переделать эскиз в стиле шале на классицизм, чтобы здание лучше вписалось в окружение. Позже фирма главного архитектора спроектировала для того же заказчика два офисных здания на улице Достоевского, 2 и 2б.

Жилой комплекс на Массалитинова и Достоевского
Фото – с сайта проектировщика 

В 2012 году компания Шевелева разработала проект жилого дома на улице 9 Января для владельца стройфирмы «БиК» Дмитрия Большакова. Для того же заказчика компаньоны выполнили проект жилого дома клубного типа на Студенческой, 16.

Следующим крупным заказом стал проект дома на Феоктистова, 2. Затем сотрудники фирмы выполнили проект 14-этажного дома в переулке Политехническом. Еще один серьезный заказ поступил от ООО «Парнас» на проект десятиэтажного дома внутри квартала, ограниченного улицами Машиностроителей и Пирогова, с подземным паркингом на прилегающей территории. Еще один дом в девять этажей разместили на Новосибирской, 61.

Последним совместным проектом Антона Шевелева и его компаньонов стал объект на Краснознаменной, 109, в 2016 году. Там планировали возвести жилой дом высотой от 12 до 17 этажей. Заказчику не повезло: в это время снесли Чижовские казармы, вокруг них сформировали охранную зону и этажность пришлось понизить до 7-10 этажей. Во время работы над этим проектом Шевелева взяли силовики.

Проект здания на 9 Января
Фото – с сайта проектировщика

По совпадению, официальные договоры на проектировку всех объектов заключали уже после того, как они проходили согласование в управлении главного архитектора города.

– Деньги инкриминируют мне как взятку, хотя я был фактическим исполнителем работ по эскизному проектированию. Мое влияние позволяло направлять клиентов в нашу организацию и получать заказы, хотя наши конкуренты обладали большим опытом и штатом квалифицированных сотрудников. Особенно в начале нашей деятельности, когда у нас не было офиса, а из всех работников только я и Куцевы, ни один серьезный заказчик не стал бы с нами сотрудничать, если бы не мои личные гарантии и авторитет занимаемой должности, – подытожил Шевелев.

На следующем судебном заседании 28 февраля 2018 года суд продолжит допрос бывшего чиновника. 

В Воронеже начали судить бывшего главного архитектора города

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: