РИА «Воронеж» совместно с движением «Город и транспорт» продолжает серию материалов об эволюции общественного транспорта Воронежа. Цикл приурочен к 125-летию запуска первого общественного транспорта в городе – конно-железной дороги. В пятницу, 5 августа, речь пойдет о трамвае, который пришел на смену конке. Лидеры «Города и транспорта» Андрей Фурсов и Юрий Новиков рассказали, почему пуск трамвайного движения в Воронеже отложили на 12 лет и на какую хитрость пошли горожане, чтобы не лишиться трамваев в войну.

Фото – Андрей Архипов (из архива)

Депутаты Воронежской гордумы заговорили о необходимости развивать трамвайное движение в 1911 году. Тогда горожане передвигались на конках, которая представляла собой вагон, движущийся по рельсам с помощью лошади.

Конка в Воронеже в начале XX века
Фото – с сайта transphoto.ru

Сторонников трамвая среди депутатов было больше, чем противников. Основным аргументом было то, что к 1911 году трамваи хорошо себя зарекомендовали во многих городах Российской империи: Нижнем Новгороде (запустили в 1896 году), Курске и Орле (1898), Москве и Казани (1899), в Санкт-Петербурге (1907).

С обывательской точки зрения Воронеж дошел до мерзости запустения. Многие уездные города нас обогнали. Безусловно, трамвай в первое время будет убыточен, но город должен идти на это.

Из протокола работы Воронежской городской думы и трамвайной комиссии

Если воронежская конка находилась в частных руках концессионеров (по договору конно-железная дорога должна была перейти в собственность города только через 40 лет после запуска, в 1927 году), то трамвай депутаты единогласно решили сделать муниципальным. Создавать трамвайное движение стали на заемные средства, полученные у правительства.

Проект воронежского трамвая заказали известным инженерам Поливанову, Сушкину и Старкову. Они построили трамвайное движение в Москве и считались лучшими специалистами.

Проект воронежского трамвая протяженностью 13 км оценили в 1,3 млн рублей. В эту сумму входило строительство железнодорожных путей и депо, закупка вагонов, обучение персонала. Из-за функционирующей в центре Воронежа конки трамвайный маршрут пришлось проложить по второстепенным улицам. Депутаты столкнулись еще с одной проблемой – согласно проекту, железнодорожные пути должны были проходить через частные владения. Хозяйка земли ни за какие деньги не соглашалась, чтобы на ее участке проложили рельсы. Вопрос решился благодаря представителю гордумы Романихину. Он согласился пропустить трамвай через свою усадьбу за 100 тыс. рублей.

Из-за действующих линий конки трамвайные пути спроектировали по второстепенным улицам Воронежа
Фото – сайта transphoto.ru

Трамвайную инфраструктуру полностью построили в середине 1914 года. Не хватало только вагонов. Их не смогли закупить из-за начавшейся Первой мировой войны – прежде вагоны и электрическое оборудование привозили в Россию из Германии, но поставки прекратились. Единственный российский завод, специализирующийся на трамваях, не справлялся с огромным количеством заказов.

После окончания Первой мировой войны воронежцам самим было не до трамвая – грянула революция, затем Гражданская война. В 1918 году в городе перестала работать даже конка, и воронежцы на восемь лет остались без общественного транспорта.

В начале 1920-х годов советская власть вернулась к идее строительства трамвая в Воронеже. От идеи возобновить работу конки сразу отказались. К тому времени она уже казалась пережитком прошлого, напоминанием о дореволюционной жизни.

Строить новые трамвайные пути в Воронеже начали в 1924 году. За основу взяли проект 1914 года, но с корректировками. Из-за того, что конка закрылась, трамвайные пути проложили уже не по второстепенным улицам, а по центральным. Первый трамвайный маршрут проходил от железнодорожного вокзала к маслозаводу (сейчас на месте завода торговый центр «Солнечный рай»).

Трамвай в Воронеже торжественно запустили 16 мая 1926 года. В этот день на линию вышли четыре вагона. В честь открытия на вокзале устроили митинг, после которого в один из вагонов сел оркестр – музыканты играли во время движения.

Открытие трамвайного движения в Воронеже
Фото – с сайта transphoto.ru

Средняя скорость нового транспорта была 23 км/час. Трамвай казался горожанам, привыкшим передвигаться на конке со скоростью не более 7 км/час, невероятно быстрым Для современного воронежца это как если бы маршрутки стали ездить со скоростью не менее 180 км/ч.

В первые годы работы новый вид транспорта часто попадал в ДТП. Из-за неумения рассчитать скорость приближения скоростного транспорта люди попадали под трамваи, случались столкновения с автомобилями.

Трамвай на улице Пушкинской в 1930-е годы
Фото – с сайта transphoto.ru

Трамвайное движение в Воронеже развивалось быстро. Через несколько месяцев после запуска первых вагонов проложили линию к Центральному парку культуры и отдыха («Динамо»). С 1933 года воронежцы смогли добираться на трамвае в район СХИ, в 1934 году трамвай пустили на Левый берег.

Трамвайное движение было прибыльным для города. Скидки на проезд предоставляли школьникам и красноармейцам. Изначально трамвайный билет стоил от 10 до 20 копеек, все зависело от длины маршрута. За эти деньги можно было ездить с пересадками по одной из зон. Горожанам такая система не нравилась, и по просьбам трудящихся в 1938 году деление на зоны отменили. С того момента единый проезд на трамвае в любом направлении стал стоить 10 копеек.

Трамвай на площади Застава, 1928 год
Фото –с сайта transphoto.ru

К середине 1930-х годов по городу ездили более 100 трамваев, в начале 1940-х – уже 150. В Воронеже проложили около 60 км линий. На трамвае можно было доехать до любого городского предприятия.

Долгосрочные планы развития трамвайного движения перечеркнула Великая Отечественная война. В 1941 году руководство страны предположило, что Воронеж будет прифронтовым городом, и постановило передать большую часть трамвайного фонда в уральские города для обслуживания эвакуированных заводов. Отправить должны были новые трамвайные вагоны, недавно пришедшие в город. Воронежцам было жаль расставаться с современной техникой, ведь трамвай остался единственным транспортом для горожан – с началом войны все автобусы и автомобили отправили на фронт.

Центр Воронежа в июле 1942 года
Фото – с сайта bvf.ru

Воронежские инженеры пошли на хитрость – перебили номера трамваев. Вместо новых вагонов на Урал поехали старые.

Судьба оставшихся в Воронеже трамваев оказалась незавидной. За 212 дней оккупации трамвайное движение разрушили: вагоны разбили, провода сорвали. Рельсы фашисты использовали для строительства помещений под оружие. Уцелело лишь трамвайное депо на улице 9 Января, в котором немцы ремонтировали танки. Депо снесли в 2012 году.

Трамвай в освобожденном Воронеже, лето 1943 год
Фото – с сайта transphoto.ru

После освобождения Воронежа руководство страны потребовало запустить городской транспорт 1 июля 1943 года. Чтобы вагоны снова поехали по рельсам, каждый трудоспособный житель должен был бесплатно отработать 100 часов на прокладке трамвайного движения, а комсомольцы – 200 часов. Тяжелую работу выполняли женщины, мужчин в Воронеже в то время было мало.

Трамвай после освобождения города от немецких оккупантов, 1943 год
Фото – с transphoto.ru

Трамвай запустили раньше намеченного срока – 25 мая 1943 года. Полностью трамвайную систему в Воронеже восстановили в 1947 году.

Трамвайное движение по улице Плехановской в конце 1950-х
Фото – из книги «История ВНИИС за 45 лет»

По мнению историков воронежского транспорта, первый «закат» трамвайной эпохи произошел в 1960 году, когда для запуска троллейбусов демонтировали рельсы в центре города – с проспекта Революции и улицы Кирова. Уступив место троллейбусу в центре, трамвай стал осваиваться в новых районах Воронежа.

Торжественное открытие маршрута №20, 1977 год
Фото – из музея трамвайно-троллейбусного управления Воронежа

Трамвайное движение в северной части города запустили в 1977 году. На трамвае можно было доехать к строящимся домам по улице 60-й Армии, к студенческому городку ВПИ. Местами маршрут проходил по пустынным территориям, где планировали возвести жилье. Транспорт в плотнонаселенном теперь Северном микрорайоне появился раньше многоэтажек.

Трамвайный парк №3, 1984 год
Фото – Андрей Фурсов

Более современные трамвайные вагоны из Чехославакии Tatra T3 стали поступать в Воронеж в том же 1977 году. До этого по городу ходили только трамваи КТМ, выпущенные Усть-Катавским вагоностроительным заводом Челябинской области.

В 1986 году в честь 400-летия Воронежа открыли Северный мост, по верхнему ярусу которого до 2008 года ходили трамваи. Запуск трамвайного движения по Северному мосту состоялся раньше автомобильного. Здесь же проходил маршрут единственного в городе трамвая-кафе.

Маршрут №16, ходивший по Северному мосту
Фото –Андрей Фурсов

Новые трамвайные линии прокладывали в городе до развала СССР. В 1990-х годах поставки подвижного состава прекратилась. Транспорт быстро приходил в негодность, а ремонтировать его не могли из-за недостатка запчастей – большинство трамваев были импортными.

Транспортное хозяйство несло колоссальные убытки. Во-первых, из-за большого числа льготников, которые по закону могли бесплатно пользоваться троллейбусами и трамваями. Правительство России при этом не компенсировало эти убытки. Во-вторых, в 1990-х общественный транспорт захлестнула волна «зайцев». В основном это были люди, попавшие под сокращение и месяцами не получавшие зарплату. Есть данные, что из 100 пассажиров проезд оплачивали не более 10 человек.

Фото – Андрей Архипов (их архива)

Чтобы хоть как-то оставаться на плаву, в 1993 году транспортники ввели рекламу на трамваях. Вместе с изношенной чехословацкой техникой на линии закупили отечественные вагоны, а в 1995 году – списанные немецкие вагоны Tatra T3D.

В начале 2000-х годов в Воронеже действовало 20 трамвайных маршрутов. Горожан перевозили 284 трамвая. Планировалась закупка 40 немецких вагонов. В то же время мэрия решила демонтировать одну из самых ключевых трамвайных линий города – на Московском проспекте. Так чиновники хотели разгрузить магистраль и избавиться от автомобильных пробок.

Многие воронежцы были против закрытия трамвайного движения
Фото – Андрей Архипов (из архива)

Постепенно стали исчезать трамвайные линии и в других районах. В 2002 прекратилось движение в Отрожку, в 2003 демонтировали линию по Ленинскому проспекту, в 2004 году уже было нельзя доехать на трамвае в СХИ и студгородок ВПИ, в 2008 закрылось движение трамваев по Северному мосту.

В последний рейс воронежский трамвай ушел 15 апреля 2009 г.
Фото – Андрей Архипов (из архива)

Полностью трамвайное движение в Воронеже остановили 15 апреля 2009 года. В городе остались лишь троллейбусы и автобусы. Об автобусах читайте в следующем материале цикла «От конки до "ПАЗов": как эволюционировал транспорт Воронежа», который выйдет 19 августа.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».