, Воронеж
  • 9703

Реабилитация длиною в жизнь. Как в Воронеже детей-аутистов учат гончарному делу

Ребята с РАС ходят на лепку вместе с воспитанниками воскресной школы.
Реабилитация длиною в жизнь. Как в Воронеже детей-аутистов учат гончарному делу Реабилитация длиною в жизнь. Как в Воронеже детей-аутистов учат гончарному делу
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

С осени 2017 года при Успенском храме Воронежа действует гончарная студия «Крылья». Вместе с ребятами из воскресной школы работать с глиной и красками учатся и дети с РАС – расстройством аутистического спектра. Как в стенах храма создали инклюзивную среду – в материале РИА «Воронеж».

От простого к сложному

– Здесь у нас канистерапия, где с детьми-аутистами занимаются по системе АВА, здесь гончарная, – проводит экскурсию художник-керамист Валерия Алферова-Ромаментьева.

Мастер знакома с непонятными обычному человеку терминами не понаслышке: ее 10-летний сын Степа – аутист. Несколько лет Валерия пыталась открыть гончарную школу для особенных детей. Идею удалось воплотить в жизнь после знакомства с руководителем движения «АутМама» Ольгой Ишевской, которая в свою очередь обратилась за помощью к священнику Роману Ткачеву, настоятелю Успенского храма, и.о. ректора Воронежской духовной семинарии.

– Официально «АутМама» появилась в 2015 году. Сначала мы просто были активной группой родителей-единомышленников, которые искали способы для обучения наших детей. Мы разработали план по созданию в Воронеже ресурсных классов, добились приема у губернатора и представили ему свой проект. Алексей Васильевич нас поддержал. С помощью правительственной программы и фонда Авдотьи Смирновой «Выход» нам удалось открыть ресурсные классы в школах. Городские власти выделили нам помещение на Ленинском проспекте, где сейчас идет ремонт. Родители тоже проходят дистанционное обучение по работе с детьми-аутистами, к нам приезжают специалисты. Своими знаниями мы делимся с другими родителями, которые только услышали первичный диагноз "аутизм", объясняем, что реабилитация аутистов – дорога длиною в жизнь, ее надо пройти грамотно и рационально.
Ольга Ишевская

руководитель движения «АутМама»

До появления гончарной на территории Успенского храма уже была комната для канистерапии – лечения детей через общение с собакой. Сюда ходят дети в возрасте от четырех до 15 лет. По легенде занятие с ребенком ведет собака, аутист делает все с собакой и для нее. В это время канистерапевт занимается с каждым ребенком по индивидуальной программе системы ABA – это прикладной анализ поведения. По методике одно сложное действие разбивают на несколько простых и оттачивают до нужного результата.

Сложность обучения аутистов в том, что у таких детей не развита имитация. Они не могут сразу повторить какие-то простейшие действия – есть ложкой, завязывать шнурки, подойти, если зовут по имени. Каждый навык требует обучения.

– Система поведенческого анализа – это единственный научно доказанный метод по работе с аутистами. Официально в России его не используют, в вузах эту методику не преподают как дисциплину. В ресурсных классах АВА-терапию используют, но в рамках экспериментальной площадки, – поясняет Ольга Ишевская. – Мы осваивали эту методику и альтернативный способ общения (через карточки) самостоятельно.

Работа с глиной так же подразумевает последовательность действий, учит ребят с РАС ждать отложенного результата. Когда ребенок с РАС правильно выполняет какое-то действие, то получает поощрение – конфету, игрушку, жетон, для того чтобы у него закреплялись эти важные навыки. Лепка развивает не только мелкую моторику, но и абстрактное мышление, которого у аутистов практически нет.

– Я занималась с одной девочкой, сначала всю работу от начала до конца мы выполняли вместе – делали шар из глины, раскатывали, лепили с помощью формочек фигуры, сейчас ребенку достаточно словесной инструкции, – делится первыми результатами Ольга.

На добровольных началах

В ресурсных классах у каждого аутиста есть тьютор – педагог, который следит за последовательностью действий и не дает ребенку ошибиться. В гончарной с аутистами работают волонтеры. Мастера по керамике Валерия Алферова-Ромаментьева и Анна Сычикова обучают лепке, добровольцы занимаются с аутистами индивидуально.

Марина Олейник узнала о гончарной от мамы – младший брат девушки аутист.

– Я и гончаркой хотела давно заняться, и с детьми мне нравится общаться. Дома с братом пока не леплю – с чужими детьми заниматься легче, – поясняет Марина. – Дети-аутисты разные. Есть те, кому несколько раз надо показать. Бывает, один раз покажешь – и этого достаточно. Я хожу сюда с осени 2017 года. За это время все дружнее стали, уже нет того напряжения, которое было в начале. Гончарная стала для нас как второй дом.

Еще два волонтера – студенты третьего курса педагогического университета. Специальность Евгения Змеева – детский психолог в системе образования.

– О гончарной школе я узнал от научного руководителя. Поначалу дети сторонились друг друга, слепят что-нибудь и убегают. А сейчас приходят не просто полепить, но и пообщаться. Аутиста надо направлять, давать четкие инструкции, но не насаждать. Постоянно говорим им одобряющие слова, мотивируем, даем конфету. Аутисты могут забрать слепленные изделия домой. Я уже полгода работаю с мальчиком индивидуально. Он долго ко мне привыкал – месяц-полтора, поначалу ничего не желал делать, и я не понимал, что он хочет. А сейчас по взгляду могу определить, если что-то не так.

Юлия Андронова учится на специального психолога. Девушка индивидуально занимается с Егором, ему 14 лет.

– Сначала Егор вообще не обращал на меня внимания: что я есть, что меня нет – без разницы. Сейчас он слушает, что я скажу. Он уже ко мне привык. Мальчик целеустремленный, все время что-то новое хочет слепить. Мы с ним делали игрушки на елку, колокольчики, подарки его маме. Занятие длится 40 минут, он его высиживает. Некоторым детям нужно поощрение – конфета, жетончик. Егор лепит сам, ему мотивация не нужна.

Многие дети с аутизмом не разговаривают. Свои потребности они выражают через крики и истерики. В гончарной в этом случае действует принцип тишины. На истерики и крики никто не обращает внимание – не ругает, но и не успокаивает, так агрессивное поведение аутиста не закрепляется.

– Для детей с РАС очень важно общение с обычными ребятами. Они лепят все вместе, а потом мы смотрим: ребенок-аутист встал и сам чашку помыл, попросил полотенце. Они отслеживают спокойное поведение других детей и перенимают его, снижается агрессия, – поделилась мастер-керамист Анна Сычикова.

Работа на перспективу

У «АутМамы» есть не только краткосрочные задачи – социализировать детей и научить их работать с глиной. В долгосрочной перспективе мамы аутистов хотят сделать глиняные поделки источником заработка для своих особенных детей.

– В идеале мы хотим открыть творческую мастерскую, где аутисты могли бы работать, – пристроить их сложно, а здесь они могли бы помогать мастерам готовить глину, шлифовать заготовки для сувениров и посуды. Пусть это будут небольшие деньги – но все же прибавка к пенсии. К тому же наши дети будут ходить на работу, так мы сможем сделать их полноценными членами общества, – пояснила Валерия.

В планах «АутМам» создать для детей тренировочную квартиру. По сути эта комната, где есть все необходимое – мойка, кухня, стиральная машина, шкаф.

– Часто мамы все делают за своих детей – мол, мой ребенок инвалид, сама быстрее управлюсь. Мы же хотим подготовить аутистов к самостоятельной жизни, – поясняет Ольга.

Еще один проект, который «АутМамы» хотят воплотить, – создание воскресной школы для аутистов.

– Гуманитарные науки нашим детям тяжело даются, поэтому мы хотим адаптировать материал воскресной школы – давать информацию кратко, емко, чтобы было больше визуальной опоры. Ведь аутистам тяжело воспринимать информацию на слух, часто после трех слов они теряют нить разговора. Надеемся запустить этот проект с сентября 2018 года, – поделилась Ольга. 

– По благословению митрополита Сергия помещение для керамической мастерской мы начали оборудовать еще с лета. Сначала это была часть трапезной, мы сделали перегородки, установили печь, переделали отопление, чтобы было теплее. Мы рады, что у детей с аутизмом будет не просто возможность жить в социуме, творчески развиваться, но и при этом видеть храм, иконы. В воскресной школе есть духовник, который каждое воскресенье приходит в гончарную, здоровается, спрашивает, как у ребят дела. Для детей воскресной школы занятия с детьми-аутистами важная практика – воспитание в себе милосердия и понимания. Такой опыт хорош и для одних детей, и для других. Помимо этого в рамках проекта «Красота божьего мира, доступная для всех» мы выиграли президентский грант. На эти деньги хотим купить небольшой специально оборудованный автобус, чтобы наших детей из воскресной школы и ребят с аутизмом возить по святым местам, показать им достопримечательности нашего города.
Отец Роман

настоятель Успенского храма

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: