В Воронежской области около 220 населенных пунктов, к которым нет дорог с твердым покрытием. В 2019 году шесть из них получат «связь с миром». Как власти собираются решать проблему по новой госпрограмме комплексного развития сельских территорий, которую утвердили после визита в Воронеж премьер-министра Дмитрия Медведева, – в материале РИА «Воронеж».

Что за программа

Новую госпрограмму, рассчитанную до 2025 года, утвердили 31 мая 2019 года. Из федерального бюджета на развитие сел выделят 2,3 трлн рублей. Деньги пойдут на благоустройство, обучение специалистов и ипотечные кредиты для поддержки жилищного строительства.

Власти обещают позаботиться и о транспортной доступности сел. Главная цель – максимально приблизить уровень жизни на селе к городскому.

KIR_6308.jpg

– Эта программа нацелена только на сельских жителей. Не участвуют ни города, ни городские агломерации. Конкретных параметров, сколько выделят Воронежской области, пока нет. Но есть общая цифра, деньги распределят между всеми субъектами РФ. Раньше о таких объемах финансирования и размышлять было нельзя. В предыдущие годы было возможно строительство дорог до сельских населенных пунктов, к которым нет дорог с твердым покрытием, и к так называемым «объектам переработки сельхозпродукции». В новой программе изменили формулировку. Теперь дорогу можно будет провести к любому производству, а не только сельскохозяйственному. Если есть такой объект, можно проектировать автомобильную дорогу, которая ведет к дороге общего пользования, и входить в программу, – пояснил руководитель департамента аграрной политики Воронежской области Алексей Сапронов.

В рамках новой госпрограммы можно будет не только проводить дороги к селам, но и прокладывать дороги внутри населенных пунктов. Гранты на это смогут получать ТОСы (территориальные общественные самоуправления).

– Мы считаем, что это очень хороший фактор поддержки местных инициатив и жителей. Здесь всегда рассматриваем несколько вариантов – не обязательно строить в селе дорогу с твердым покрытием – например, асфальтобетонным. На улице может быть дорога с переходным типом покрытия – щебнем. По такой дороге сможет проехать скорая помощь, велосипед, по ней можно пройти пешком даже в период распутицы, не переобуваясь в сапоги. До этого ТОСы занимались благоустройством улиц, но за счет областной поддержки. Теперь они смогут получать деньги из федерального бюджета. В новой госпрограмме заложены серьезные объемы финансирования. Это направление будет массовым, – подчеркнули в департаменте аграрной политики.

Где проложат автодороги

В 2019 году на дороги к селам потратят 450 млн рублей. Из них 350 млн рублей выделили из областного бюджета. На эти деньги построят шесть дорог: к двум молочным фермам и четырем селам – в Бобровском, Аннинском, Таловском и Кантемировском районах. Всего больше 25 км дорог. По данным регионального департамента аграрной политики, это больше показателей предыдущих лет. С 2014 до 2018 года в рамках госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» проложили только 44,1 км автодорог, ведущих к общественно значимым объектам в сельской местности.

На улично-дорожную сеть в селах региона в 2019 году потратят 2,1 млрд рублей. На эти средства проложат не только асфальтовые дороги, но и засыпят улицы щебнем.

de33ba9ad7e5293f84ed8c89e7b7fb8a.jpeg

– В этом году уже проведены торги, заключены муниципальные контракты. Мы нашли законопослушных, порядочных подрядчиков. Практически все они местные: будут зарабатывать деньги и платить налоги здесь. В сельских поселениях проводим отсыпку дорог щебнем, а потом через год укладываем твердое покрытие, – рассказал глава администрации Петропавловского района Юрий Шевченко. – В 2018 году нам удалось положить 12 км асфальтового покрытия и сделать столько же отсыпки. В этом году цифры будут примерно такие же. В 2019-м году нам выделили 33 млн рублей на первом этапе и еще 10 млн рублей на втором. Плюс у нас есть деньги на текущий ямочный ремонт асфальта в сельских поселениях и на небольшие участки, где необходимо улучшить грунтовые дороги. Эти работы уже заканчиваем. Проблема возникает только с дорогами областного подчинения, которые соединяют села. Когда их строили, они были рассчитаны на легковой транспорт. А теперь там ходят многотоннажные фуры. И если раньше зерновозы перевозили 20 т, то сейчас 40-50 т. Происходит резкое ухудшение качества дорог. Плюс ухудшается состояние мостов, которые также не рассчитаны на грузовики. Мосты и путепроводы, которые были построены в советское время, требуют капитального ремонта.

Как выбирают населенные пункты

Алексей Сапронов объяснил механизм отбора сел, к которым в первую очередь подводят дороги. Чиновники отбирают населенные пункты, не связанные с сетью региональных автодорог дорогами с твердым покрытием. В селах должно жить не меньше 50 человек.

Затем оценивают потенциал развития этих территорий. Важный фактор – крупное предприятие в селе, которое дает работу местным жителям, или даже потенциальная возможность заинтересовать инвесторов.

– Еще одним ограничителем являются бюджетные средства. Нужно сначала спроектировать дорогу, включить ее в перечень и рассчитать, сколько денег нужно для софинансирования. Понятно, что ко всем селам сразу дороги построить невозможно, проблема решается постепенно, – объяснил руководитель департамента аграрной политики.

Контекст

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил госпрограмму «Комплексное развитие сельских территорий», которая рассчитана до 2025 года, 31 мая 2019 года. За 10 дней до этого проект документа обсудили на правительственной комиссии в Воронеже.

Основные цели госпрограммы – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80% и повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50%. Общий объем финансирования в 2020-2025 годах – около 2,3 трлн рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 1 трлн рублей.

Госпрограмма состоит из проектной и процессной частей. В проектную часть включены пять ведомственных проектов: «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Содействие занятости сельского населения», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях», «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» и «Благоустройство сельских территорий». К процессной части госпрограммы отнесены три ведомственные целевые программы: «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий», «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий» и «Современный облик сельских территорий».