, Воронеж
  • 8050

Выйти из «домика». Фотограф Ольга Табацкая – о творческих методах и прогулках по Воронежу

Призер фотоконкурсов поделилась секретами своего мастерства.
Выйти из «домика». Фотограф Ольга Табацкая – о творческих методах и прогулках по Воронежу Выйти из «домика». Фотограф Ольга Табацкая – о творческих методах и прогулках по Воронежу
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

Фотографы во всем мире отмечают профессиональный праздник 12 июля. Корреспондент РИА «Воронеж» пообщалась с призером российских и международных конкурсов, воронежским фотографом и блогером Ольгой Табацкой о том, как начинающим авторам достичь успеха, почему свадебная съемка – хорошая школа и какие методы помогают раскрепостить людей перед камерой.

– Ольга, как вы считаете, не обесценилась ли профессия фотографа из-за того, что техника стала доступной для всех и практически каждый человек «вооружен» камерой смартфона?

– В последнее время действительно часто приходится слышать, что профессия фотографа обесценивается. Я думаю, подобные изменения происходят во многих сферах. Обесценилась ли профессия писателя, музыканта или журналиста? Технологии изменили привычный способ изготовления и доставки контента. Сейчас очень просто начать снимать фильм, открыть интернет-радиостанцию или свой новостной сайт. Все стало технически доступно. Хорошо это или плохо? Обычно принято на эту тему брюзжать и выражать всяческое «фи»: мол, все измельчало и контент сейчас уже не такой глубокий и интересный, как раньше. С одной стороны, так и есть: вокруг засилье дилетантов. С другой стороны, стало проще донести до зрителя свой продукт, свое творчество. Мы все знаем примеры успешных видеоблогеров, интересных сетевых писателей и потрясающих музыкантов, состоявшихся благодаря Сети. Так что на самом деле все нормально – просто мир меняется, меняются правила игры. Так было всегда. Настоящий талант и мастер всегда будут востребованы.

– В среде профессиональных фотографов многие нелестно отзываются о свадебной фотографии и о тех, кто занимается такой съемкой. Вы начинали именно как свадебный фотограф. Сейчас у вас какое отношение к этому жанру?

– Я знаю, что многие с пренебрежением относятся к свадебной фотографии. Но рождение семьи – такое же трогательное и красивое событие, как, скажем, рождение ребенка. Мне нравится видеть счастливые влюбленные лица, я почти физически ощущаю энергию их радости, подъем, энергию жизни. Это так классно! Сама снимаю свадьбы, которые соответствуют моим представлениям о прекрасном, за другие не берусь. Тут все решает мой внутренний эстет. Чаще всего это свадьбы людей творческих профессий.

Вообще, я считаю, что свадебная съемка – это лучшая школа для фотографа. На свадьбе ты постоянно в тонусе: всегда ограничен по времени, моменты дня никогда не повторятся, их не переснимешь, чаще всего приходится снимать в совершенно не подходящих для этого местах. И ты должен в таких жестких условиях уметь быстро ориентироваться, не просто ничего не запороть, но еще и выжать из этого красивую фотоисторию. Добавьте сюда высокую конкуренцию, стимулирующую фотографов друг друга превзойти. Все это создает экстремальные условия, которые позволяют фотографу быстро вырасти как профессионалу. И, кстати, если посмотреть работы воронежских фотографов, то, как правило, самый высокий уровень мастерства мы увидим у тех, кто прошел школу свадебной фотосъемки.

– Расскажите о творческих методах, которые вы используете.

– Наверное, какого-то специального секретного метода, которым я постоянно пользуюсь, нет. Если у меня что-то получается, то, в первую очередь, только потому, что я очень увлекающийся человек. Я погружаюсь в сюжет, фактуру, идею и перестаю вокруг себя что-то другое замечать. Начинаю искать и не успокаиваюсь пока не найду. При этом я стараюсь уйти от прямолинейной трактовки и ищу тот самый свет, тот самый момент, тот самый ракурс, когда все вдруг оживет и начнет жить своей жизнью. Когда родится нечто новое, живое и самодостаточное.

Последнее время я увлеклась макросъемкой. Точнее, я бы это назвала концептуальным макро. Это не просто констатация действительности с помощью макро-объектива, а попытка найти в привычных вещах новый смысл, создать новые миры. Такие фото у меня обычно рождаются спонтанно. Я соорудила у себя на столе что-то вроде мини-фотолаборатории с увеличительными стеклами, зеркалами, осветительными приборами и разными самодельными штучками. Со стороны эта конструкция выглядит довольно забавно. Я тащу домой засохшие ветки и цветочки, запускаю всю эту конструкцию и начинаю над этим хламом «колдовать».

– Кто-то вдохновляется работами признанных мастеров и кумиров, кто-то путешествиями, кто-то любовью, а вы чем?

– Меня вдохновляют вещи, которые многим кажутся банальными, обыденными и очевидными. Найти скрытую в них красоту, волшебство – в этом для меня и вдохновение, и азарт. В моем блоге «Воронежские картинки» был пост, который назывался «Поднять с земли и удивиться». Думаю, этот заголовок лучше всего иллюстрирует суть моего творческого подхода. На самом деле красота и чудо у нас практически под носом, надо только разглядеть. Я чувствую, что в каком-то смысле это моя миссия – делиться своими открытиями, делиться красотой. Но вдохновляет меня и сам процесс. Он стал для меня своего рода медитацией. Я хожу по городу с камерой, пытаюсь увидеть, почувствовать, осознать реальность. Ум со своим бесконечным мельтешением как бы замолкает, и остается только реальность в чистом виде: со своей игрой света и тени, отражениями, бликами, изменяющимися формами, перетекающими одна в другую, со своим звуками, запахами и стоящим за всем этим чем-то большим.

– Вы много снимаете город и его жителей, но у вас нигде нет чернухи, негативных явлений и персонажей, как у других авторов, которые снимают на городские темы. Это сознательный уход от негатива или просто публике не показываете «плохое»?

– Я не закрываюсь от социально значимых и тяжелых тем. Если я не фотографирую больных детей, стариков, брошенных собак, это не значит, что я их не замечаю и хожу в розовых очках. Мне больно все это видеть. Но тяжелые темы я не поднимаю не по этой причине. Просто я чувствую потребность делиться прежде всего светлыми сторонами жизни, ее красотой, ее тайной. Меня часто стали спрашивать, нельзя ли со мной погулять, посмотреть, как я снимаю. Я решила попробовать сделать такие обучающие фотопрогулки: будем гулять небольшими группами по городу, наблюдать за его жизнью, учиться видеть и ловить его настроение, ритм, графику, контрасты. Для съемки будет достаточно смартфона. А дальше – сделаем разбор полученных кадров. 

– На ваших портретах очень много женщин в необычных образах. Как вам удается раскрепощать людей перед камерой?

– Часто женщинам кажется, что они не умеют вести себя перед камерой, что они недостаточно привлекательны и пластичны. Зачастую они зациклены на недостатках своей внешности, не принимают себя. Отсюда неуверенность и зажатость. Важнейшая часть моей работы – создать благоприятную, психологически комфортную атмосферу, заразить, увлечь, воодушевить. Ко мне, как правило, приходят те, кто поддерживает мои творческие идеи. Для меня фотосессия – совместный творческий процесс. Глядя на ту или иную девушку, я понимаю, что одна ассоциируется у меня с Джейн Эйр, другая – с Жанной д'Арк, а третья – с живописью Малевича. Когда человек полностью вовлечен в процесс, он расслабляется и начинает раскрываться. Только при условии такого раскрытия можно добиться выразительности и глубины в портрете.

– У вас уже наверняка накопилось много материалов, которые можно показать горожанам. Планируете ли персональную выставку?

– Весной в двух воронежских торговых центрах проходили мои выставки. Но не я их организовывала – я только предоставила фотографии. Мне хотелось бы сделать выставку в соответствии с моими представлениями о выставочном пространстве, составе работ, общей концепции и так далее. Но это дорогое удовольствие для фотографа. Хотелось бы сделать и отдельную выставку о любимом Воронеже. Наверное, нужно дождаться, когда появится спонсор, неравнодушный к этой теме.

– Какие советы вы бы дали начинающим фотографам?

– Большой враг фотографа – это шаблонное мышление. На каждый сюжет в голове есть серия банальных приемов, которые всеми повторяются вновь и вновь. Поэтому, во-первых, надо выйти за рамки своих шаблонов, своего привычного восприятия, выйти из «домика», учиться у тех, кому это уже удалось, и экспериментировать, расширять границы творческой личности и обогащать ее. Поможет просмотр фильмов, снятых режиссерами с нестандартным мышлением и подходами в визуализации своих идей, прослушивание непривычной музыки – скажем, экспериментальных жанров или аутентичной этники. 

Во-вторых, чтобы фотография получилась цельной и законченной, нужно понимать, как происходит взаимодействие объектов, цвета и света, как работает контраст, конфликт и научиться слышать ритм в фотографии, выделять смысловые акценты. Для этого нужно освоить основы композиции. В идеале стремление к эксперименту и одновременно к композиционной завершенности должны дополнять друг друга и работать на интуитивном уровне.

И последний совет – будьте смелыми и не бойтесь ошибок. Не откладывайте на потом реализации своих идей, пробуйте сразу, общайтесь с людьми, полюбите их, не думайте о том, что о вас подумают, и не бойтесь быть смешным. Добивайтесь своего, но с искренней доброжелательностью и интересом.

Справка РИА «Воронеж»

Ольга Табацкая – семейный фотограф, автор блога «Воронежские картинки». В 2016 году вошла в число победителей всероссийского конкурса Best of Russia («Лучшие фотографии России»), снимок «Влюбленная парочка» отмечен в международном конкурсе «Дикая природа» от журнала National Geographic. В 2017 году победила на всероссийском конкурсе «Природа: начало» и заняла второе место на международном конкурсе 35Awards.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: