, Грибановский р-н
  • 20112

Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Дмитриевка 2-я

Зачем единственной семье умирающего поселка сверхскоростная кобыла.
Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Дмитриевка 2-я Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Дмитриевка 2-я
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о последних жителях умирающих хуторов и деревень Воронежской области. Журналистов интересует, останутся эти населенные пункты на карте через 10-15 лет или исчезнут вместе со своими последними жителями. Очередной выпуск спецпроекта посвящен поселку Дмитриевка 2-я Грибановского района, где постоянно живут три человека.

Поселок территориально относится к Верхнекарачанскому сельскому поселению и находится в 7 км от его центра – села Верхний Карачан. Примерно на таком же расстоянии от поселка находится районный центр – Грибановка.

Чтобы попасть в Дмитриевку 2-ю, надо уйти вправо (по ходу на Грибановку) с трассы Курск – Саратов, проехать примерно 2 км по еще сохранившемуся асфальту. Он обрывается как раз возле первых домов умирающего поселка.

По одной из версий, Дмитриевка 2-я (раньше поселок назывался Колтовщиной) была основана в конце XIX века переселенцами из большого села Дмитриевка, относящегося сейчас к Калиновскому сельскому поселению Грибановского района.

В поселке постоянно обитает единственная семья Тельповых, глава которой, 64-летний Валерий, живет с 29-летней дочерью Любой. Сын – 26-летний Александр – проживает в отдельном доме в 200 м от отца и сестры.

Тельповы приехали из Грибановки во времена перестройки, купили дом за 1 тыс. рублей и начали заниматься своим хозяйством. Супруга Валерия Тамара, с которой они прожили более 30 лет и нажили пятерых детей и девятерых внуков, умерла в 52-летнем возрасте около года назад.

– Когда мы приехали сюда, в поселке было порядка 20 дворов, – рассказал Валерий. – В конце поселка были клуб, кузница, магазин. Дети учились в Грибановке. Каждое утро я подвозил их на лошади к трассе, там их подбирал автобус, ребята ехали в школу, обратно так же встречал их. Знаю, что раньше поселок назывался Колтовщиной, тут жил известный фронтовик, уважаемый в округе человек Семка Грач. Когда Тамарка моя была еще жива, мы держали много скотины, молоко и творог возили на рынок в Борисоглебск и в Верхний Карачан. Старались всегда жить по совести. Совесть-то – она от Бога, а наглость – от сатаны.

Дочь Валерия и Тамары Люба до второго класса росла обычным ребенком, хорошо успевала по математике. Однажды пошла с подружками собирать землянику, началась гроза, девчонки разбежались, а Люба не нашла дорогу домой.

Ее, до смерти перепуганную, в километре от поселка случайно нашел дачник и привез родителям. С тех пор Люба стала бояться грозы, грома, громких криков и была переведена на домашнее обучение в школе. Родители пробовали лечить девочку заговорами, и это отчасти помогло, но Люба до сих пор боится выходить из дома одна.

Сегодня девушка, как может, помогает отцу по хозяйству, которое у Тельповых скромное: лошадь Ласточка, корова Белка и пара десятков кур.

– Я всегда помогаю папе, – говорит Люба, – ему одному тяжело. Только колорадский жук у нас поел всю картошку, что с ним делать – не знаю.

Двор Тельповых напоминает лесные заросли. Территория почти в полгектара густо засажена фруктовыми деревьями, где-то стоят старые бочки, где-то сани, в которые зимой запрягают лошадей. Одни сани несколько лет назад смастерил Валерий, другие – его сын Александр.

– Доживем мы свой век тут – и не останется поселка, – сетует хозяин. – Сашку опять же женить надо, он с девчонками не общается, а пора уже – парню 26 лет. Но хозяйка нужна ему строгая, домовитая. Не какая-нибудь, прости господи, вертихвостка. Да только кто в нашу глушь поедет по доброй воле? Сын-то собирается прикупить домишко в Верхнем Карачане, присмотрел уже один тысяч за сто, теперь зарабатывает эти деньги, чтобы уехать поближе к цивилизации. А мы уж тут с дочкой куковать вдвоем, видать, останемся.

Александр – видный парень с почти актерской внешностью – серьезно занимается своим хозяйством, надеясь когда-нибудь попробовать изменить свою беспросветную жизнь.

Александр окончил только два класса. Самый младший в семье Тельповых, он два года учился в школе в Грибановке вместе со старшими братьями и сестрами, а когда те окончили кто восемь, кто десять классов, остался единственным школьником умирающего поселка. Потом что-то случилось с автобусом, возившим ребят, и поездки в школу прервались.

Он толком не умеет ни писать, ни читать, зато руками может абсолютно все. И за скотом ухаживает, и загоны вычищает, и огород вскапывает, и ремонтирует старенькую «Газель», которую купил, чтобы возить молоко и творог по окрестным селам.

А еще Александр – отличный наездник. На своей кобыле английской породы, четырехлетней Ласточке, он развивает скорость до 80 км/ч.

– Иногда оседлаю ее и скачу по обочине федеральной трассы в Грибановку, а люди из проезжающих мимо машин фоткают меня на мобильники, – похвастался Саша и даже продемонстрировал журналистам резвость своей любимицы.

В скромном доме Александра идеальный порядок – на зависть любой хозяйке. В погребе – банки с компотами и соленьями, которые закатывает сам хозяин.

– Мечтаю по осени купить дом в Верхнем Карачане, – сообщил Александр. – Тут, честно говоря, надоело. Конечно, отцу с сеструхой помогаю чем могу, но мне надо своей семьей обзаводиться, невесту искать. А где хорошую девушку теперь найдешь? Мы вот с отцом сено недавно покупали в соседнем селе, у продавцов дочка на выданье, но, видать, с ленцой. Стоит и вокруг таращится, палец о палец за полчаса так и не ударила, а мне работящая нужна. Батю с Любкой, конечно, оставлять одних жалко, но здесь-то я точно невесту себе не найду.

Часть поселка Дмитриевка 2-я составляет территория СНТ «Салют» Грибановского машиностроительного завода. Товарищество было основано в 1986 году, дачники из райцентра построили там около 120 домиков, из которых сегодня примерно 90% брошены.

Пенсионерка Вера Аксенова вместе с супругом Анатолием живет здесь каждый год с апреля по октябрь. У них аккуратный домишко, сад, огород. Мечта Веры Николаевны – сделать на свои деньги сруб у колодца, стоящего напротив дачи.

– Я посчитала – за все про все надо-то всего чуть более 10 тыс. рублей. Мы с дедом принялись было откладывать себе «гробовые», а потом решили: обустроим колодец, и они нам не понадобятся – будем жить вечно! – улыбается хозяйка. – Вода тут диковинная – без примесей, когда внучата были маленькими, мы ее специально отсюда для них домой в Грибановку привозили. Она находится на восьмиметровой глубине. Пробуйте!

Корреспонденты РИА «Воронеж» выпили по глотку – вода действительно была хороша.

Возможно, Дмитриевка 2-я протянет несколько лет и напоит чудо-водой кого-то еще.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: