, Воронеж
  • 29004

Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Мостище

Почему на доме единственного жителя хутора висит табличка с топором.
Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Мостище Заброшенные хутора: как пустеют воронежские деревни. Мостище
РИА Воронеж Текст — , фото — Андрей Архипов

РИА «Воронеж» продолжает рассказывать о последних жителях умирающих хуторов и деревень Воронежской области. Журналистов интересует, останутся ли эти населенные пункты на карте через 10-15 лет, или исчезнут вместе с последними жителями.

Корреспонденты РИА «Воронеж» отправились на хутор Мостище Острогожского района, где сегодня постоянно проживает один человек.

 

Мостище_50.JPG

 

Территориально хутор относится к Коротоякскому сельскому поселению и расположен в 7 км от центра – села Коротояк. Из-за крутости оврага, в котором лежит Мостище, до него проблематично добраться даже в ясную погоду. А в дождь выбраться наверх по горе с уклоном в 40 градусов практически невозможно.

 

Мостище_23.JPG

 

В конце 80-х годов прошлого века примерно в двух километрах от хутора был обнаружен каменный лабиринт – памятник археологии эпохи бронзы. Он имел форму овала размерами 26 на 38 метров и был выстроен из меловых камней. Сегодня от этого памятника старины практически ничего не осталось – только поросший травами холм.

 

Мостище_03.JPG

 

По краю Мостища протекает река Потудань, которая примерно через пять километров впадает в Дон. По древней легенде, эта река была границей, севернее которой несколько веков назад татары не собирали дань. Отсюда и название водоема.

Окрестности Мостища, основанного в 20-е годы прошлого века переселенцами из Коротояка, – Коптевыми, Ждановыми, Деревщиковыми – являются излюбленными местами для путешествия экстремалов. Здешний рельеф представляет собой сплошь меловые горы и овраги.

 

Мостище_75.JPG

 

 

Мостище_02.JPG

 

Сегодня на хуторе осталось примерно 20 домов, треть из которых – это дачи жителей Воронежа и Острогожска. Остальные жилища заброшены. Летом с горы дома в овраге увидеть невозможно – их крыши прячутся в садах и зарослях американского клена.

 

Мостище_53.JPG

 

 

Мостище_32.JPG

 

 

Мостище_11.JPG

 

Единственное строение, отчетливо видное с горы, это дом постоянного жителя Мостища – 68-летнего Павла Деревщикова. Небольшое здание выглядит чудаковато: крыша, покрытая камышом, и спутниковая тарелка, приделанная к стене, которая, по словам хозяина, в этой глуши ловит 200 телеканалов.

 

Мостище_05.JPG

 

 

Мостище_55.JPG

 

В день приезда на хутор журналистов РИА «Воронеж», Павел Деревщиков ездил рыбачить на реку Потудань, а потом задержался возле дачи своего бывшего земляка, уехавшего с хутора еще в 1970 году, а ныне воронежца Николая Малыгина. После обстоятельного разговора Павел Васильевич пригласил журналистов к себе в гости.

 

Мостище_39.JPG

 

По словам хозяина, в лучшие для Мостища годы на хуторе проживали 350-400 человек, большая часть которых трудилась в колхозе «Красный Дон». Там Павел Васильевич всю жизнь проработал механизатором. Вышло так, что он не женился и не нажил наследников. Сегодня у него есть домик в Коротояке, за которым присматривает его брат, а сам Павел Деревщиков не собирается менять родную глухомань на цивилизацию большого села.

 

Мостище_71.JPG

 

 

Мостище_47.JPG

 

 

Мостище_42.JPG

 

– В теплое время года я на своей «Ниве», или на мокике выезжаю в Коротояк за продуктами. Зимой хожу в магазин на лыжах. Раньше у нас в Мостище, названном так из-за близости двух рек – Дона и Потудани, были магазин, школа, клуб. Но в перестройку колхоз развалился. Дорогу к нам в низину так и не построили, и люди начали уезжать. В основном люди бросали дома. Позже дети и внуки некоторых бывших жителей Мостища оборудовали их под дачи. С октября по апрель я живу на хуторе один. А в теплое время года в наши края приезжают люди с металлоискателями, ищут военные раритеты. У нас же тут бои шли – будь здоров! Есть у меня и мобильник, да только я его включаю, только чтобы позвонить. А так он у меня не работает, – рассказывает хозяин.

 

Мостище_44.JPG

 

 

Мостище_67.JPG

 

 

Мостище_64.JPG

 

На хуторе в советские времена было три улицы: Клубная, Речная и Панганиса. Последняя названа в честь Героя Советского Союза сержанта Игоря Панганиса. Он в августе 1942 года совершил подвиг в этих местах – бросился с гранатами под фашистский танк.

 

Мостище_41.JPG

 

Только единственный житель хутора Павел Деревщиков уже точно и не помнит, на какой именно улице стоит его дом. Вывесок на зданиях практически не осталось. Зато на доме Павла Васильевича сохранилась поржавевшая табличка с нарисованным топором.

 

Мостище_86.JPG

 

– Такие таблички были на каждом хуторском доме еще во времена СССР. На одной топор нарисован, на других – багор, лопата, ведро. Это была памятка, чтобы колхозники в случае пожара хватали нарисованные на табличках инструменты и бежали тушить загоревшуюся хату. Пока до нас пожарная машина доедет, полхутора могло сгореть, – вспоминает Павел Деревщиков.

 

Мостище_87.JPG

 

Горел Мостище часто – дело в том, что практически все крыши домов здесь по традиции крыли камышом, которого в пойме Потудани всегда было в избытке. Даже стены большинства домов делали из камыша, сплетенного по специальной технологии: камыш стягивался дранкой из лозы и штукатурился. Дом единственного жителя хутора, который строили в 60-е года его родители – Василий Иванович и Мария Михайловна, и сегодня покрыт камышом. По словам Павла Деревщикова, этот материал неплохо греет зимой, а в жару дает приятную прохладу.

 

Мостище_77.JPG

 

 

Мостище_90.JPG

 

 

Мостище_76.JPG

 

Вся жизнь Павла Васильевича привязана к Потудани, куда он летом чуть ли не каждый день ездит на рыбалку. Только по его словам, последние пять лет рыба в реке почти не водится. Поэтому деревянная лодка, которую сделал хозяин в 2016 году, и сегодня лежит возле дома и ждет своего часа. Ее охраняют два голосистых дворовых пса – дворняги Дина и Марсик.

 

Мостище_58.JPG

 

 

Мостище_80.JPG

 

 

Мостище_84.JPG

 

В холостяцкой комнатушке хозяина возле телевизора лежит валидол. «Я футбольный болельщик, люблю «Зенит», болею за нашу сборную и пью валидол горстями, когда мои любимые команды играют», – серьезно говорит Павел Васильевич.

 

Мостище_63.JPG

 

 

Мостище_69.JPG

 

У Деревщикова почти гектар земли, из которых он использует только 5-6 соток.

 

Мостище_82.JPG

 

От центра хутора, где установлена будка с телефоном-автоматом, лучами в разные стороны расходятся улицы и переулки с брошенными домами хуторян.

 

Мостище_19.JPG

 

В одном из домов корреспонденты РИА «Воронеж» увидели оставленные документы и напоминающую коловрат фигуру, выложенную на столе из железок.

 

Мостище_08.JPG

 

 

Мостище_09.JPG

 

 

Мостище_07.JPG

 

На заброшенном здании магазина, закрывшегося лет пятнадцать назад, еще висит вывеска, а внутри стоят шкафы и прилавки. Весь металл из него и из брошенных окрестных домов давно вывезли.

 

Мостище_26.JPG

 

 

Мостище_27.JPG

 

Путешественники рассказывают о Мостище, как об одном из таинственных мест Воронежской области. Множество растущих на хуторе старых кленов, стволы которых закручены причудливым образом, дополняют картину магии и тайны.

 

Мостище_15.JPG

 

 

Мостище_17.JPG

 

Но, по словам жителя хутора Павла Деревщикова, он присутствия необъяснимой силы не чувствовал ни разу.

– Спиртного не употребляю, может поэтому, – шутит Павел Деревщиков. На своей умирающей родине он сегодня остался один. На любимом хуторе, доживающем последние годы, ему нужны не только умелые руки, но и ясная голова.

 

Мостище_91.JPG

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: