В рамках детского театрального фестиваля «Маршак» Большой драматический театр имени Товстоногова привез спектакль «Когда я снова стану маленьким». В нем принимают участие больше сотни кукол.

Тот, кто воспитывает личность

В основе моноспектакля – сразу три повести польского педагога и писателя-гуманиста Януша Корчака – «Слава», «Король Матиуш Первый» и «Когда я снова стану маленьким». Перед показом спектакля режиссер Евгений Ибрагимов пожаловался журналистам, что Януша Корчака не переиздают вот уже 20 лет. «А ведь именно Корчак воспитывал личность», – заметил режиссер.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Польский писатель-гуманист, педагог, врач и общественный деятель Януш Корчак основал в Варшаве «Дом сирот» для еврейских детей. Им он руководил до конца своей жизни. В 1942 году его маленькие воспитанники, как и все евреи, согнанные нацистами в гетто, были приговорены к смерти. Несмотря на то, что у писателя был шанс спастись, он остался с детьми до самого конца и отправился вместе с ними в газовую камеру. Кстати, в самые тяжелые минуты своей жизни он продолжать писать. Книги Януша Корчака наполнены детскими воспоминаниями, радостью жизни и любовью к детям.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Неудивительно, что все, кто принимал участие в создании спектакля «Когда я стану маленьким», - поклонники знаменитого польского писателя и педагога. К примеру, художница спектакля, Наталья Мишина, которая создала специально для постановки больше сотни кукол, назвала в честь польского педагога своего сына – Янушем. Причем, как признается Евгений Ибрагимов, у кукол дублеров нет. Как-то раз с артистами приключилась вот такая история – почти по Янушу Корчаку.

 
Фото — Михаил Кирьянов

– Вы же знаете эту историю? – говорит Евгений Ибрагимов. – Перед «Золотой маской» у нас украли куклу – главного героя. Видимо, кто-то из деток решил посмотреть на него, и взял с собой. Я не считаю это большим воровством. Куклу так и не нашли – пришлось делать дублера.

Кстати, по словам режиссера, чтобы сродниться с куклами, актер Тарас Бибич перевез их к себе домой и жил с куклами целую неделю до премьеры.

Ящички с воспоминаниями

На маленькой сцене – приглушенный свет, который выхватывает большие старые чемоданы, на потолке - керосиновые лампы, на стенах – пыльные стёкла окон, а над всем этим возвышается готический шпиль польского костёла. Где-то позади тихо играет скрипка. Главный герой моноспектакля – мальчик Владек (Тарас Бибич) – будто только что сошел с пожелтевшей со временем фотографии. В семье Владека – пятеро детей: сестренки Маня, Блошка, новорожденная Абу и брат Вицусь. Все они попеременно возникают из чемоданов, ящики которых легко превращаются в дома, квартиры, школу. Каждый выдвижной ящичек хранит свои воспоминания о том или ином месте. Вот, например, прежняя уютная квартира, наполненная воспоминаниями о вожделенных бутербродах с повидлом, с которой семья Владека была вынуждена съехать – напротив кофейни отца конкурент открыл свою кофейню, и отец разорился. Теперь отец днем спит, а вечером уходит и возвращается только к утру. А вот новое жилье - маленькая комнатка с печкой-буржуйкой.

 
Фото — Михаил Кирьянов

«Он нашел работу в пекарне, где надрывает здоровье и зарабатывает так мало, что я теперь часто хожу голодный. Я никому на свете не признался бы в этом: ни маме, никому, потому что это стыдно быть голодным».

Спектакль «Когда я стану маленьким» - это история об испытаниях, которые выпали на долю маленьких детей. Когда нечего есть, а свою единственную за день картошку брат готов отдать маленькой сестре Абу – лишь бы ее не отдали зажиточным соседям. Когда глухонемая девочка Михайлинка не может выйти зимой из дома, потому что у нее нет пальто. Когда неожиданно умирает брат Вицусь. Но детство – это словно зеленое бутылочное стёклышко сестры Владека Блошки, глядя через которое, можно делать ежеминутные радостные открытия. Оказывается, собакам не нужно носовых платков, ведь «они нос языком облизывают». А до чего же занимательная картина – наблюдать за тем, как слесарь чинит канализацию…

 
Фото — Михаил Кирьянов

«Улица мне теперь кажется необычайно интересной. Все интересно: и трамваи, и собака, и проходящий мимо солдат, и магазины, и вывески на магазинах. Все новое, знакомое, словно только что окрашенное», – говорит Владек.

Можно быть счастливым, имея пенал с ключиком и пояс с пряжкой, глобус на цепочке и конфету монпасье. Радоваться первому снегу и кататься на катке с мальчишками. Создать Совет рыцарей чести и организовать лотерею, а с собранных средств купить Михайлинке пальто. И мечтать – не о богатстве, а о славе и о том, чтобы у человека появились крылья.

 
Фото — Михаил Кирьянов

Режиссер Евгений Ибрагимов признался, как однажды спектакль «Когда я стану маленьким» показывали для невидящих детей. В первом ряду сидели ребята с собаками-поводырями – лабрадорами.

– Одно дело – людям рассказывать, а другое – собакам, – заметил режиссер. – Животные высидели весь спектакль и внимательно наблюдали за происходящим на сцене.

На спектакле в Воронеже было много детей и взрослых. Дети хохотали, взрослые иногда смахивали слезу. И радовались, как дети, видя, как неподвижно стоящие на сцене чемоданы вдруг начинают набирать ход и превращаются в уезжающий состав паровоза…

 
Фото — Михаил Кирьянов

Справка РИА «Воронеж»

Санкт-Петербургский Большой драматический театр – один из самых прославленных театров в России. К его созданию были причастны Максим Горький и Александр Блок, более 30 лет театром руководил Георгий Товстоногов. Сейчас художественным руководителем театра является Андрей Могучий.

Спектакль «Когда я снова стану маленьким» – лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» в трех номинациях («Лучший режиссер», «Лучший художник», «Лучший актер») и национальной театральной премии «Арлекин» в пяти номинациях.

Евгений Ибрагимов – режиссер театра кукол, многократный лауреат премии «Золотая маска» и многих других наград. С 1998 по 2006 был главным режиссером Хакасского национального театра кукол «Сказка», в разные годы возглавлял «Нуку-театр» в Таллинне, Малый театр города Ческе-Будеевице в Чехии. Работает с российскими и зарубежными театрами в качестве приглашенного режиссера.