Серьезная проблема отечественного кино – в нем почти нет фильмов об обычных, нормальных людях, адресованных этим же обычным людям. Отечественное кино разрывается между артхаусом и дешевой попсой, которая по сути есть многократно повторенные и гипертрофированные гэги из «Нашей Раши» и «Камеди клаба».

Особняком стоят разве что работы «Квартета «И», если закрыть глаза на то, что это все же больше театр, нежели кино.

В фильме «Географ глобус пропил» есть все, что присуще интеллектуальному российскому кино, да и не только кино – тоска и безысходность, святой, он же по старой русской традиции алкоголик, мрачные и одновременно завораживающие пейзажи; на уровне подтекста проскальзывают извечные вопросы «Что делать» и «Кто виноват». Темой одного из уроков географ делает концовку бородатого анекдота про глистов, в котором глист-детеныш спрашивает: «Мама, а почему мы живем в жопе?» и получает пафосный ответ: «Потому что это наша родина, сынок».

При этом сюжетные перипетии фильма приковывают внимание и оказываются понятными для человека с любым уровнем подготовленности. Зритель без труда узнает в героях своих соседей и даже себя – но без того, чтобы это вызвало желания удавиться, проблеваться или заснуть. Отлично дополняет эту картину саундтрек – оригинальный коктейль из старых рок-хитов, русской народной, бардовской и блатной песни.

Судя по отзывам тех, кто читал книгу, оригинальное произведение Иванова – о потерянном поколении 90-х. Фильм Велединского с Константином Хабенским получился о кризисе среднего возраста. Мы встречаем героя в тот момент, когда юношеские идеалы давно развеялись, а взрослые идеалы – деньги, секс, власть – на поверку оказались пустышкой. В такой ситуации можно только пить, что наш герой – бывший сотрудник НИИ, от безысходности устроившийся в школу преподавателем географии, – с упоением делает весь фильм. В промежутках между возлияниями он пытается чему-то научить молодое поколение, которому, разумеется, совсем нет дела до географии.

«А вам самому-то интересно?» – спрашивает учителя девочка Маша, которая одна из всех его учеников дослушала до конца вдохновенную лекцию о реке Каме. «Это же просто река», – резюмирует она.

Учитель корит молодое поколение за тупость и ограниченность, но из него из самого плохой пример – на уроках он зачитывает учебник, прячется под столом, во внеклассной жизни дела и того хуже – он не может получить ни уважения, ни любви даже от собственной жены.

Лучшее, что он может сделать в такой ситуации для своих быдловатых учеников – это повести их в поход. Поход на катамаране через пороги величественной и суровой реки, которая все расставит по своим местам и покажет, что в жизни по-прежнему есть место подвигу. Даже если этот подвиг заключается в том, чтобы не сделать то, что сделать очень хочется. В конце концов, все получается правильно: молодым достаются лавры победителей. А святые идут возделывать свой сад.