Я была на выставке про Россию. Она называлась «+7». Это телефонный код. У нас он такой, а в других странах другой. Выставку сделала художница Анна Третьякова.

DSC_8025.JPG

По полу дорожкой были разбросаны скорлупки от семечек. С первого взгляда у меня возникло впечатление, что это такая сигнализация – они очень сильно шуршали под ногами. Мне хотелось их топтать и топтать,слушать этот хруст. И вообще я люблю семечки. Только мне их не разрешают на землю бросать. В зале тоже были рассыпаны семечки, стояли горшки с цветами алоэ. Их было много, непохоже, как обычно цветы стоят. Это выглядело как бардак. Слишком много. Взрослые говорят, что раньше такие цветы были в каждом доме, но я таких нигде не видела. Возможно, это потому что мир меняется, и все становится другое: люди, мода, что надо делать и что не надо делать. Например, раньше быть толстым – было признаком здоровья, достатка и означало, что ты такой уважаемый человек. А сейчас женщины занимаются спортом и садятся на диеты. А человек из Средневековья сказал бы: «Она что, сумасшедшая?!».

DSC_7988.JPG

На подоконнике стояли банки с белым хлебом, закрытые куском ткани и завязанные бечевкой. Папа сказал, что раньше так и хранили батоны. Это выглядело очень уютно. Мы сейчас так не делаем. У нас много разного хлеба, нам не страшно, если один зачерствеет. Наверное, те, кто складывал хлеб в банку, относились к хлебу по-другому. Более бережно. Потому что считали, что хлеб стоит многих трудов и хлеб – это святое.

На одной стене были развешаны картины: две черные, а в середине голубая, и на каждой было приклеено полено. Мне это напомнило иконы. Святое полено. На иконах святых всегда изображают с желтым кругом, нимбом. Это была береза. Она же считается таким исконно русским деревом, это как бы символ России. Мне сразу представилась песня «Эх, дубинушка».

DSC_7986.JPG

На другой стороне были детали, которые художник нашла на каком-то старом заводе. Мне они напомнили русский орнамент. Мы на изобразительном искусстве в школе рисовали такой. Мне сразу представилась длинная русская рубаха, у нее на рукавах такие узоры рисуются. Или вышиваются. Еще они напомнили дорожный знак «стоп». Со мной много раз такое бывало. Когда ты видишь какую-то форму, и она превращается во что-то знакомое.

Вообще мне нравится, когда человек из обычных, даже некрасивых вещей делает выставочные экспонаты. Это становится искусством, когда художник в них что-то вложит. Какой-то смысл. Доработает эту вещь, добавит к ней что-то или наоборот убавит. Сделает из предмета то, что он в нем видит. Тогда получается, что он частичку своей мысли вложит, и другие это тоже могут увидеть.

батон.jpeg

Вот на этой выставке орнамент русский, семечки русские. Все русское. И мысли такие получаются о том, что я русский, потому что все эти вещи нам знакомы. Вроде бы обычные вещи, но ты их узнаешь. И чувствуешь своими. А если бы я была французом, то, наверное, не узнала бы. Может быть тогда мне была бы нужна выставка круассанов.