Затронула она, правда, только интернет-рынок – в дне неслыханной щедрости приняли участие крупнейшие торговые площадки Рунета. Но в воронежском сегменте сети возможность избавиться от излишков и еще раз напомнить о себе реальным и потенциальным покупателям проигнорировали.

Американская «Чёрная пятница» проходит каждый год в пятницу после Дня благодарения. Кстати, «черной» ее назвали из-за пробок на следующий после праздника день. В этот день американские магазины выставляют скидки до 90%, а общее количество трат покупателей достигает десятков миллиардов долларов. «Черная пятница» открывает сезон рождественских распродаж, позволяющих магазинам очистить склады перед появлением первых новинок наступающего года.

Провести «черную пятницу» в России взялся проект, собравший на одном сайте-агрегаторе все-все товары онлайн магазинов со скидкой - BlackFriday2013.

Западная традиция, перенесенная на российскую почву, выглядела, мягко говоря, странно: интернет-магазины, участвовавшие в необычной для Рунета акции, снизили цены совсем ненамного, а некоторые их вообще заблаговременно подняли – так, что даже со скидкой конечная цена оказалась выше исходной. Перенос даты российской «пятницы» на неделю – с «оригинального» 29 ноября на 6 декабря – тоже не сделал лучше первый отечественный праздник снижения цен. Впрочем, свою роль массовой рекламной акции федеральная «Черная пятница» все же сыграла – недаром ее центральный сайт в какой-то момент просто рухнул от единовременного наплыва посетителей в ночь на 6 декабря. «Мы знаем, что ограбление пошло не по плану. Мы оказались не готовы к тому, что вас будет ТАК много! В 00:00 на сайт зашло сразу несколько миллионов человек», - написали они на главной странице проекта в воскресенье.

Воронежский интернет-рынок «черной пятницы», кажется, вообще не заметил. Возникло ощущение, что о дне распродажи не знали ни покупатели, ни даже продавцы. Я не говорю о федеральных сетях и таких гигантах рынка, как «Озон» и «Викимарт» - интернет -магазинах, где можно купить всё, что угодно: начиная от зубной щетки и заканчивая авиабилетами.

На портале «Черной кибер-пятницы» не нашлось ни одного воронежского Интернет-магазина. Речь, вновь подчеркну, не о федеральных, у которых есть черноземные представительства, а о местных игроках. Которые, между прочим, подчас готовы заявить, что используют самые современные технологии продаж и следуют в русле актуальных тенденций рынка.

В день «грандиозной» кибер-распродажи, когда сайты всех крупных магазинов «падают» и отказываются работать из-за огромного количества посетителей, В Воронеже было спокойно: ни одного упоминания о грандиозной распродаже. Ни в одной рубрике.

Где же крупнейшие воронежские продавцы техники и электроники - магазины «РЕТ» и «САНИ»? На них не было только нет информации о «Черной пятнице», но и о распродаже и какой бы то ни было распродажи вообще.

Почему? Этот вопрос я хочу задать воронежским компаниям, владельцам местных интернет-магазинов, разработчикам сайтов. Значит ли всё это, что они не готовы к тому, чтобы участвовать во всероссийской распродаже? Что мешало воспользоваться раскрученным по всему Рунету брендом, чтобы повысить свою собственную узнаваемость у пользователей и клиентов? И что мы, как разработчики и создатели сайтов можем сделать, чтобы воронежские интернет-магазины могли достойно конкурировать с федеральными?

Думаю, обсудить эти вопросы было бы полезно для всех. Пока 6 декабря - это день огромной прибыли для всех федеральных интернет-магазинов, объявивших скидки, а для воронежских «Чёрная пятница» - нечто из области фантастики.