В этом году число автомобилей в Воронежской области, возможно, превысит миллион штук. Сейчас на каждые 10 жителей региона – от мала до велика – приходится 4 автомобиля, УГИБДД насчитывает в области более 990 тысяч авто. С одной стороны, приятно, что автомобиль для нас перестал быть признаком роскоши – более того, стал даже не средством передвижения, а неотъемлемой частью быта. Однако, с другой стороны, совершенно очевидно, что транспортная сеть, созданная в малоавтомобильные советские времена, категорически не рассчитана на столь могучий поток автотранспорта.

Перестройка системы

Еще тридцать лет назад 4 автомобиля приходились не на 10, а на 100 воронежцев, и представить себе, что скоро это число может вырасти в 10 раз, не мог позволить себе самый нереальный оптимист.

Собственно, именно это – резкий рост количества транспорта на городских улицах, стремительное увеличение нагрузки на магистральных трассах – и является главной причиной подавляющего большинства дорожных проблем – и в наших черноземных краях, и по всей стране.

Вторая и очевидная причина – это резкое снижение финансирования дорожного строительства в 1990-е годы и в начале 2000-х. Без денег ведь дорог точно не построить, хорошие дороги – это дорогое удовольствие. Получилось, что к концу восьмидесятых, за 15−20 лет, в стране было построено около полумиллиона километров дорог с твердым покрытием, а в следующие лет 15 не смогли не то что создать еще столько же, но даже не получилось всю эту гигантскую сеть поддерживать в действительно рабочем состоянии, хотя бы более-менее своевременно ремонтировать.

Понятно, что резкое падение объемов дорожного строительства в те годы очень быстро поломало крепкие профессиональные алгоритмы работы отрасли. Создало и дефицит профессиональных кадров, и профессиональных знаний, умений, и дефицит «ноу-хау» – то есть обычного квалифицированного понимания, что и как здесь надо делать, чтобы получить нормальный результат. Поэтому уже в наше время, с середины «нулевых», в десятые годы этого века, систему пришлось фактически строить заново.

Грамотное планирование

О том, что в Воронежской области возрождение полноценной отрасли дорожного строительства сейчас полностью завершено, что мы с вами наконец-то получили современную и грамотно построенную государственную систему в этой сфере, лучше всего свидетельствует недавний доклад куратора дорожного строительства в регионе – заместителя губернатора Сергея Трухачева на заседании правительства области.

Из того объемного сообщения, которое сделал Сергей Борисович, докладывая губернатору и своим коллегам о состоянии дорожной отрасли в начале 2023 года, следует, очевидно, выделить несколько базовых, ключевых тезисов.

Во-первых, наведен тотальный порядок с заключением контрактов на дорожное строительство.

Еще несколько лет назад ремонты и строительство дорог постоянно сдвигались в глубокую зиму. То есть уходили в те холодные времена, когда нарушалась вся та строгая технологическая дисциплина, на которой, в общем-то, и стоит профессиональное дорожное строительство.

Это происходило из-за того, что торги по дорожному строительству готовились так неоперативно, что не только к началу, но даже и к середине строительного сезона не были проведены. А без контрактов, возникающих на основании результатов этих торгов, понятно, никто никаких работ – тем более столь дорогостоящих, как дорожные – начинать не мог.

Неурядица с контрактами в свою очередь сдвигала сроки работ по всей «цепочке» их этапов. В результате то, что мы должны были вроде бы построить и отремонтировать в году текущем – по всем нашим планам и финансовым обязательствам, – неизменно «уползало», «перетекало» в год следующий. Как следствие, резко тормозился и общий темп работ.

Как доложил Сергей Трухачев, с подобной практикой покончено – раз и навсегда. Уже сейчас в отрасли законтрактовано 93% выделенных средств на этот год, а к середине апреля Воронежская область заключит все 100 процентов контрактов на ремонт и строительство дорог – в полном соответствии с планами.

Во-вторых, именно сейчас дорожная отрасль гарантированно обеспечена деньгами.

По словам Сергея Борисовича, по одному только лишь национальному проекту «Безопасные качественные дороги» Воронежская область в этом году потратит более 5,6 миллиарда рублей. Еще как минимум 2,8 миллиарда рублей пойдут на ремонт дорог в селах.

В-третьих, наведение крепкого организационного порядка – в первую очередь с контрактами, и гарантированное масштабное финансирование работ закономерно привело к тому, что Воронежская область начала в дорожном строительстве работать с опережением планов.

Как подчеркнул Сергей Трухачев в своем выступлении, «Благодаря грамотному планированию часть проектов мы завершаем досрочно». Так, по его словам, «если контракт по второму этапу Остужевской развязки у нас завершается в декабре 2024 года, то работы по нему закончим уже в этом году». Очевидно, что подобная ударная работа даст возможность на год раньше перейти здесь к следующему, третьему этапу работ.

Планы на 2023 год

РИА «Воронеж» в департаменте дорожной деятельности в целом пояснили, что «в настоящее время мы уже активно приступили к подготовке к дорожному сезону 2023 года, который стартует в апреле». Сейчас полным ходом идут организационно-подготовительные работы – проводятся совещания с подрядными организациями, проводится глубокая проверка оборудования, техники, лабораторий и многих других факторов будущего успеха.

Ключевым станет, согласно пояснениям специалистов департамента, «выполнение в полном объеме и безусловное достижение всех утвержденных показателей национального проекта «Безопасные качественные дороги», в том числе показателя нормативного состояния автомобильных дорог, входящих в опорную сеть Воронежской области».

На исполнение задач национального проекта в дорожном фонде Воронежской области предусмотрено более 5,6 млрд рублей. Из них порядка 1,7 млрд рублей придет к нам из средств федерального бюджета. За эти деньги планируется осуществить ремонт не менее 177 километров региональных дорог, завершить капитальный ремонт мостового перехода через реку Дон на автомобильной дороге «Обход г. Воронежа» в Рамонском районе, продолжить реконструкцию транспортной развязки на пересечении улиц Остужева и Ленинского проспекта в областной столице.

– Будет продолжено и внедрение интеллектуальной транспортной системы в Воронежской городской агломерации и увеличение группировки камер фотовидеофиксации нарушений, – отмечают в департаменте.

По словам собеседника агентства в департаменте, в этом году в рамках реализации федерального проекта «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» запланировано провести ремонт еще 36 километров автомобильных дорог. На это из федерального бюджета выделено около четырехсот миллионов рублей.

– Не останутся без внимания и жители сельских территорий нашей области, – подчеркивают в департаменте дорожной деятельности.

Ремонт и строительство сельских дорог

Как рассказали там РИА «Воронеж», «По решению губернатора Воронежской области А. В. Гусева, департаментом дорожной деятельности будет продолжена практика выделения субсидий муниципальным образованиям Воронежской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения. В настоящее время запланированный объем субсидий составляет 2,8 млрд рублей».

Более того, в целях поддержки развития сельского хозяйства и создания дополнительных рабочих мест на территории Воронежской области в рамках федерального проекта «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» будет осуществлено строительство четырех подъездов к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Это будет сделано в Павловском, Аннинском и Бобровском районах. Будет создано около 23 километров дорог. Проведут и ремонт 5 с половиной километров улично-дорожной сети сельских поселений на территории комплексного развития в Каширском районе. Общий объем затрат на вышеуказанные работы составит порядка 800 миллионов рублей, причем из них почти 773 миллиона рублей придут «из Москвы», из федерального бюджета.

Снижение аварийности

В департаменте дорожной деятельности также обратили внимание на продолжение работ по повышению безопасности дорожного движения.

– Особое внимание в течение года будет уделяться реализации утвержденных задач межведомственного взаимодействия, направленного на снижение смертности на автомобильных дорогах и повышение безопасности дорожного движения. В настоящее время во взаимодействии с ГИБДД ГУ МВД по Воронежской области проработан детальный план по снижению аварийности на автомобильных дорогах Воронежской области, – информируют в департаменте.

Крепкий порядок на наших дорогах – как порядок с безопасностью, так и с качеством наших дорог – ныне важен, как никогда прежде. Об этом прямо говорит и само число автомобилей в регионе – тот самый воронежский миллион авто означает, что автомобильные, дорожные проблемы касаются теперь чуть ли не каждой воронежской семьи. Это новая ситуация и задает тон работе всей заново отстроенной системе дорожной деятельности в наших краях. Как подчеркивают в аппарате губернатора Воронежской области, «столь высокий уровень сопричастности в такой работе главного заказчика нашей работы – жителей области задает все более высокую планку воронежских стандартов дорожной деятельности». Такой подход, как это ни удивительно, вовсе не дежурные слова государственных служащих – речь на самом деле идет о деле, успех которого важен для всех. Такова правда современной жизни.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».